Судейское сообщество крайне резко отреагировало на инициативу спикера Совфеда Сергея Миронова, предложившего передать президенту и сенаторам контроль за формированием судейского корпуса. «Глупость большая, но, к сожалению, она в духе времени, – прокомментировал «НГ» инициативу сенаторов председатель Совета судей Юрий Сидоренко. – Ясно же, что эти действия направлены на ограничение независимости судов и судей».
Сидоренко напомнил, что в ноябре этого года произойдет Всероссийский съезд судей. «Думаю, началась подготовка к съезду наших оппонентов. Им наплевать даже на то, что это противоречит международным стандартам. Есть европейская хартия судей, где написано, что судьи должны принимать участие в формировании судейского корпуса через органы, не менее половины состава которых они выбирают сами».
Предложенные Советом Федерации поправки в Закон «Об органах судейского сообщества» могут радикально изменить всю кадровую политику в судебной системе. Ведь именно Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) ведет отбор кандидатур на должности председателей и судей высших судов, а также председателей региональных. Еще одна существенная деталь: назначает федеральных судей своим указом президент, но именно квалификационные коллегии прекращают их полномочия, выносят судьям дисциплинарные взыскания и дают разрешение на привлечение их к уголовной ответственности.
Сегодня в коллегии должно быть 29 человек, 18 из них – профессиональные судьи, которые раз в четыре года избираются на собственном съезде. И еще одного представителя в коллегии имеет президент. Если учесть, что принципиально важные кадровые вопросы должны приниматься не менее чем 2/3 состава коллегии, исполнительно-законодательная власть уже имеет возможность контролировать ее работу.
Однако Сергею Миронову такой контроль кажется недостаточным. По схеме, предложенной Совфедом, состав ВККС предлагается сократить до 21 – исключительно за счет судей, которые в итоге окончательно потеряют численное преимущество в коллегии. Оставшихся будут назначать сенаторы – на основании представления президента. За съездом судей сохранится только право рекомендовать их кандидатуры главе государства. По мнению Миронова, это позволит повысить ответственность судей перед обществом.
Самое парадоксальное в этой ситуации заключается в следующем: оценить качество работы квалификационных коллегий, сформированных в соответствии с действующим законодательством, пока просто невозможно: они только-только приступили к работе. «Высшая квалификационная коллегия по новому закону (образца 2002 года. – «НГ») вообще не работала, потому что съезд еще только должен избрать 18 судей, – пояснил ситуацию «НГ» председатель ВККС Валентин Кузнецов – Представитель президента к нам тоже пока не назначен. Другое дело, если хотят поставить нужных судей на это место. Но – нужных кому?»
Почему Совет Федерации, не дожидаясь результатов начатой в 2001 году «реформы Дмитрия Козака», инициирует дополнительные меры контроля за «третьей властью»? Очевидно, происходит окончательная «доводка» реформы: не случайно проект поправок ушел в Госдуму с рекомендацией рассмотреть его в первоочередном порядке. Если депутаты поторопятся, то поправки могут обрести силу закона до декабря, и тогда съезду судей придется уже не выбирать 18 членов ВККС, а рекомендовать президенту 10 кандидатов на эту должность.
Но и это еще не все: президент получит прямой контроль за финансированием судебной системы, назначая и увольняя генерального директора судебного департамента при Верховном суде.
«В свое время, – комментирует эти инициативы Юрий Сидоренко, – создание департамента стало реальным шагом по укреплению независимости судебной системы, мы отделились от правительства, от исполнительной власти».
Насколько согласована с Кремлем мироновская инициатива, пока не могут сказать даже сами сенаторы. «Меня здесь настораживает то, что и законодательная, и исполнительная власть в равной степени получают возможность вмешиваться в формирование общественного органа судейского сообщества, – поделился своими опасениями с «НГ» зампред комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков. – В определенной степени это шаг к вмешательству в собственно судебную деятельность. К тому же инициатива Совета Федерации сталкивает законодательный орган и с президентом, и с судебной властью. А это не конструктивное взаимодействие. Если три ветви власти начинают подобным образом «сотрудничать» – это путь в никуда, к будущим злоупотреблениям».
На последнем заседании верхней палаты ее спикер радостно объявил коллегам, что попросит Госдуму в кратчайшие сроки принять спорный законопроект. Однако Лысков не слишком уверен в успехе предприятия: «В Госдуме тоже есть квалифицированные правоведы, профессиональные эксперты, в конце концов есть здравомыслящие люди. Так что споры по этой инициативе будут большие».