Муфтия Талгата Таджуддина по-прежнему рады видеть в Кремле.
Фото Reuters
Вчера в Кремле состоялось тринадцатое по счету и экстраординарное по содержанию заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте. По сложившейся традиции этот консультативный орган возглавляет руководитель администрации президента. На этот раз Владимир Путин счел необходимым провести заседание совета лично: религиозным организациям предстоит подключиться к делу консолидации гражданского общества вокруг самой насущной проблемы – противодействия терроризму и экстремизму.
В Екатерининском зале Кремля за круглым столом вчера собрались практически все духовные лидеры страны – прибыл даже Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Который, строго говоря, членом совета не является. Минуты текли в ожидании главы государства. Особого стремления к межконфессиональному диалогу духовные лидеры, похоже, не испытывали. Кто углубился в размышления, кто – в бумаги. Общую тему для разговора нашли только главный раввин России Берл Лазар и ординарий Римско-Католической Церкви Тадеуш Кондрусевич. Но тут пришел президент, и все стали слушать.
«Мы не вправе забывать, что борьба с террором – это в том числе борьба за умы людей, а может быть, прежде всего борьба за умы людей, – напомнил собравшимся Владимир Путин. – Наша задача – выставить моральный заслон на пути террористов. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас за поддержку всех тех действий, которые мы предпринимаем для отражения террористической агрессии». Главная цель террористов, напомнил президент, – расколоть наше общество, посеять вражду и недоверие между народами и в конечном счете нанести удар по единству России.
«Очевидно, что идти на поводу у преступников, вымещать гнев против террористов на людях иной веры и национальности абсолютно недопустимо вообще, а в многонациональной стране совершенно недопустимо, – продолжал президент. – Вы знаете, мы приняли ряд решений, серьезно укрепляющих власть в целом, и в Южном федеральном округе, в частности. И уже решаем задачи, связанные с обеспечением безопасности и социально-экономической стабильности в Северо-Кавказском регионе. Это нужно прежде всего для того, чтобы уничтожить корни терроризма, но это работа не на день и не на два».
Президент дал понять, что рассчитывает на общие усилия духовных лидеров в деле консолидации общества. Участники совета заверили главу государства: они сделают все, чтобы его ожидания оправдать. «Необходимо подлинное социальное партнерство религиозных организаций, государства и общества», – объяснил собравшимся Патриарх Алексий II. Церковь, конечно, отделена от государства, но зачем же возводить искусственные стены? У государства и церкви много общих дел – воспитание граждан страны в духе патриотизма, например. Патриарх воспользовался случаем, чтобы поддержать инициативу Межрелигиозного совета России – исключить 7 ноября из перечня государственных праздников и сделать выходным 4 ноября – день окончания Смутного времени. Судя по выступлению Алексия II, 4 ноября церковь считает более патриотичной датой, чем 7-е.
«Настал момент всем нам сплотиться и искать пути к единству и миру», – поддержал православного патриарха председатель духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев. Его предложения были более конкретными: в России необходимо создать единую мусульманскую организацию, ведь террористы нападают не только на мирных жителей, но и на российский ислам. Муфтий пожаловался на засилье иностранных псевдомусульманских организаций и проповедников. По мнению Бердиева, следует «прекратить неконтролируемые направления на учебу за границу будущих священнослужителей» и готовить своих, в России. Еще хорошо бы ввести в школах преподавание религии – по закону вроде бы стало можно, но Министерство просвещения против, пожаловался он. А еще мусульмане Северного Кавказа ощущают потребность в государственном органе, который бы ведал взаимодействием с религиозными организациями. А то в регионах «недопонимание» происходит. «Легче к вам, чем с губернатором Ставропольского края встретиться, – пожаловался Бердиев президенту. – Я всего один раз с ним встречался, и то перед выборами».
Главный раввин России Берл Лазар дал понять, что в Израиле нынешние проблемы России понимают как нигде – сами уже сколько лет борются. И объяснил, что после развала коммунистического государства общество осталось в идейном вакууме, чем террористы и пользуются.