0
628
Газета Политика Интернет-версия

27.09.2004 00:00:00

Северный Кавказ нуждается в омоложении

Гаджи Махачев

Об авторе: Гаджи Нухиевич Махачев - первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций.

Тэги: кавказ, коррупция, смена, власть


Не знаю, как для других регионов, а для Дагестана как очень своеобразного, многонационального субъекта РФ решение президента о назначении губернаторов пойдет только на пользу. А то у нас, по сути, уже стартовала было президентская гонка, инициированная различными группами и элитами. И если бы были всенародные выборы, это означало бы большие проблемы для республики.

Впрочем, проблемы есть и сегодня. И их не избежать, потому что то, что происходит в Дагестане, – это часть тех событий, которые происходят на Кавказе. Я много раз говорил и сейчас повторяю, что мы ничего не изменим, пока не будем опираться на население. Своим людям нужно доверять. Надо сохранить ополчение, конечно же, в рамках конституционного поля. В каждом приграничном селении надо иметь группу людей, которые будут готовы себя защищать, бороться с бандитами. Если мы на это не пойдем, то что выбирай, что назначай – ничего не изменится.

Но вот еще на что нужно обратить внимание: кто правит в соседних с нами республиках? Сегодня к руководству в закавказских республиках пришли молодые амбициозные политические деятели: Михаил Саакашвили, Ильхам Алиев, Роберт Кочарян. Произошла смена поколений. На Северном Кавказе этот процесс затянулся. А для выхода из кризиса нужны молодые волевые люди, нестандартно мыслящие руководители. То есть нужна смена элит. Мы должны соответствовать времени.

Конечно, главе Госсовета Дагестана Магомедали Магомедову, на мой взгляд, нужно остаться до истечения срока его полномочий. Потому что, несмотря на политические потрясения, которые испытывает республика, он тем не менее играет стабилизирующую роль. А дальше пусть решает президент.

Только при этом хотелось бы, чтобы федеральный Центр тонко чувствовал национальные элиты, учитывал многонациональный состав населения Дагестана, владел ситуацией в республике, чего сегодня, увы, на сто процентов нет. Есть вещи, которые абсолютно непонятны в Москве и которые хорошо понимают здесь, в регионе.

Центральной власти нужны люди, которые живут в регионах и знают обстановку на местах. Это как раньше было в ЦК КПСС: отправляли людей в регионы, они там год-два работали, смотрели, изучали ситуацию. А потом их опять забирали в столицу. В Центре должны знать и чувствовать дух национальных республик, их менталитет. Для этого нужно привлекать к работе в верхних эшелонах власти людей из регионов. Тогда легче там будет принимать решения.

Полпреды, как известно, существуют не первый год. Но за все это время, я думаю, они так и не почувствовали так называемые внутренние районы. Они не понимают их, не знают, до них не доходит информация. Может, пора уже от ставших традиционными (и часто показными) встреч полпредов с руководителями регионов перейти все-таки к более конкретной работе. Если сегодня Дмитрий Козак сможет создать новый аппарат полпредства, в который соберет людей, знающих ситуацию изнутри, чувствующих, понимающих происходящее в каждой из республик, молодых и инициативных, он сможет добиться успеха. А если будет подбирать кадры по другим принципам, он обречен на неудачу.

Тот факт, что мы так и не научились доверять местным кадрам, просто удивляет. Возьмем, к примеру, последнее назначение Владимира Яковлева. Я глубоко уважаю этого бывшего губернатора Санкт-Петербурга, но министром по национальной политике должен был быть другой человек. Человек, знакомый с национальными проблемами, понимающий менталитет Кавказа. Человек, представляющий национальные диаспоры. Тем более в столь сложной ситуации, в какой оказался Юг страны.

Вот две главные проблемы. Во-первых, отсутствие у федерального Центра достоверной информации о происходящем в национальных окраинах. Во-вторых, отсутствие грамотной национальной и кадровой политики, в том числе и связанной с обновлением элиты республик Северного Кавказа.

Эти ошибки наглядно проявляются в многонациональном Дагестане. Власть должна знать не только то, что творится в Махачкале, она должна знать и чувствовать то, что творится в горах. А ситуация в горах не всегда поддается управлению со стороны власти. В том числе и в результате ряда идеологических ошибок. Из-за них люди не верят власти, а мы имеем все эти «джамааты». Их не могло бы быть, если бы подобные организации не поддерживала часть населения.

К сожалению, протестные настроения населения изрядно подпитывает коррупция. Коррумпированность на Кавказе очень высока. Это язва, которая разъедает все наше общество. И борьба с коррупцией должна быть жесткой, бескомпромиссной и целеустремленной. Если это будет кампанейщина, особенно в таких регионах, как республики Северного Кавказа, мы откатимся на столетие назад. А борьба с коррупцией опять-таки невозможна, если к власти в регионах не придут новые люди.

Кавказ сегодня в сфере интересов многих стран. Но мы за то, чтобы эти интересы замыкались на экономической основе и отвечали интересам России. Но, к сожалению, на Кавказе идет борьба за разрушение традиционного влияния России в регионе и окончательное ее ослабление. Думаю, нашим спецслужбам надо очень внимательно заниматься этим, предлагать и осуществлять превентивные меры для сохранения единства и целостности России.

Мы еще, к сожалению, не привыкли к демократии. Выбираем не всегда лучших, а население поддается на всякого рода посулы, подарки, деньги и т.п. Все это от бедности. Зачастую от неверия в государственные институты. Избранные таким образом руководители в основном начинают работать на поддерживающие их кланы, исполняют их волю и в конечном счете разваливают нашу российскую государственность.

И наконец. Уже несколько лет говорю и в парламенте и в прессе, стою и сегодня на этой точке зрения – необходимо отменить мораторий на смертную казнь за терроризм, коррупцию, изготовление наркотиков и вовлечение несовершеннолетних в наркобизнес.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
495
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
530
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
216
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
325

Другие новости