Депутат Государственной Думы генерал-майор Николай Безбородов сообщил, что в 2005 году намечено удвоение бюджетных средств на контрактную армию – 19,708 млрд. руб. против 9,6 млрд. руб. в 2004 году. Такие новости обнадеживают. Широкие круги общественности, рассматривающие контрактную армию едва ли не как панацею от всех армейских бед, могут еще раз убедиться в последовательности курса Минобороны на добровольное комплектование Вооруженных сил. И в полной поддержке этого курса законодателями.
Все уже привыкли, что ключевой вопрос в возрождении армии и повышении ее боеготовности – это финансирование. Но на задний план как-то незаметно отошло материальное воплощение этого финансирования – вооружения, построенные объекты, снабжение и обеспечение. Когда создается армия, основанная на принципах рыночной экономики: «За службу – деньги», у нее должен быть современный менеджмент, способный правильно управлять финансами.
Для контрактников только Сухопутных войск в течение 2004–2007 годов необходимо построить 641 общежитие. Кроме этого, требуется сдать почти 260 объектов социальной инфраструктуры: бани, столовые, клубы, спортзалы. Общая стоимость всего этого определена на нынешний момент в 18 млрд. руб., из которых 5 млрд. необходимо освоить уже в 2004 году. А кроме сухопутчиков есть еще авиация, флот, ракетчики... Так что суммы не так велики, как кажется на первый взгляд. Но гораздо важней, как эти средства расходуются, как воплощаются в реальное строительство.
Первая проблема возникала еще на стадии проектирования, ведь казармами квартирного и кубрикового типа никто раньше не занимался. Следующий этап – тендеры на строительство. Желающих освоить «военные» деньги много и в столице, и на местах. Но никакой информации о тендерах, проведенных еще весной этого года, найти невозможно. Между тем, по словам командующего Сухопутными войсками генерала армии Николая Кормильцева, строительство казарм начато, но деньги из Минфина по каким-то причинам поступили не в полном объеме. Поэтому продолжение строительства под вопросом.
По мнению члена Совета Федерации генерал-майора Александра Калиты, «тендеры – это узаконенное мошенничество». Трудно с ним не согласиться, поскольку тендеры проводятся в закрытом режиме, вся информация по ним фактически засекречена, а судьба миллиардов рублей неизвестна. Сухопутные войска запланировали получить к концу 2004 года 25 тысяч мест в готовых казармах для контрактников, но вот уже сентябрь на исходе, а пока нет информации даже об одной сданной и, главное, заселенной казарме.
Не лучше ситуация у пограничников. Начальник штаба Северо-Кавказского регионального управления погранслужбы ФСБ России генерал-майор Анатолий Забродин рассказал корреспонденту «НГ», что, согласно государственной Программе обустройства границы на Северном Кавказе, был проведен конкурс среди строительных фирм на возведение 25 застав и пограничных городков. Все было, надо полагать, очень цивилизованно и по-рыночному. Почему-то активное участие в тендере приняли московские строительные фирмы. И, как у Минобороны, результаты конкурса не разглашаются, но победители есть, и они уже приступили к работе. Но наш корреспондент, вскоре после разговора пролетевший вдоль границы на вертолете, не обнаружил никаких следов строительства. На заставах по-прежнему пограничники из подручных материалов – срубленных деревьев, глины, камня – строят, как умеют, жилье и бани. А по отчетам выходит, что строительство в горах, куда только вертолетом можно добраться, идет полным ходом.
Строительство казарм имеет еще одну сторону – коммуникации. К новым зданиям, как правило, требуется подводить новые линии водоснабжения и канализации. А тут ни о каких тендерах и финансировании пока речи не было. В большинстве военных городков, между тем, коммуникации изношены еще хуже, чем на гражданке. И чем дальше от Москвы, тем ситуация хуже. Но об этом пока никто не вспоминает, идет дележ денег на строительство.
Казармы – это лишь один пункт в длинных планах создания контрактной армии. Как и прочие пункты, он обеспечивается финансированием. Но возникает впечатление, что контрактная армия и ее строительство – это такая хитрая операция по отъему денег из бюджета. А может, наоборот, нехитрая, учитывая особый характер армейской бухгалтерии, ее полную непрозрачность и фактическую бесконтрольность.
Принципы военной бухгалтерии в России остаются неизменными, пожалуй, еще со сталинских времен. Главная особенность – затратность и неэффективность. Например, на закупки вооружений в 2004 году выделено почти 5 млрд. долл., а не закуплено почти ничего. Другой пример – Индия, где на те же цели выделяется 4,5 млрд. долл. в год. Но эта капиталистическая страна закупает российские самолеты эскадрильями, танки – сотнями и в придачу авианосец «Адмирал Горшков», который России почему-то содержать не по карману.
Военному бюджету России нужны настоящие управленцы, способные эффективно вкладывать средства налогоплательщиков в оборону. И готовые отчитаться за каждый потраченный рубль, объяснив, какой эффект будет получен пусть не сейчас, так через год. При нынешней же системе контрактную армию не создать. Не могут профессиональными солдатами руководить непрофессиональные управленцы. У них никогда не будет нормальных казарм, современных вооружений, горючего, медицинского обеспечения и просто нормального питания. И соответственно желания добросовестно выполнять свой долг по защите государства и народа, которые их так содержат.