0
2037
Газета Политика Интернет-версия

16.09.2004 00:00:00

У СНГ не может быть второго дыхания потому, что не было первого

Руслан Гринберг

Об авторе: Руслан Семенович Гринберг - директор Института международных экономических и политических исследований, доктор экономических наук, профессор.

Тэги: снг, интеграция, перспективы, история


Сегодня в столице Казахстана Астане начнется саммит президентов стран, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ). После заявления президента Путина о том, что СНГ стоит перед экзистенциальным выбором стран-членов, в СМИ участились мрачные констатации типа «СНГ трещит по швам», «СНГ на грани развала» и т.п.

Однако ничего страшного не происходит. Вот уже больше десяти лет на территории бывшего СССР идут естественные, во многом спонтанные процессы становления независимых и равноправных государств и поиск нового способа сосуществования друг с другом и с остальным миром. То обстоятельство, что за эти годы социально-экономическое положение в этих странах резко ухудшилось, а жизненный уровень населения сократился чуть ли не на две трети, значительно уменьшились объемы взаимного товарообмена, не может не порождать «взаимные упреки и подозрения».

В первую голову обвиняют во всех бедах СНГ. Хотя нет ничего нелепее упрекать нечто виртуальное в реальных неурядицах. СНГ не виновато в проблемах его участников. Так же нелепо думать, что все дело в недостатке пресловутой политической воли правящих домов. Да и теперешний саммит СНГ вряд ли придаст ему «второе дыхание» – хотя бы потому, что не было первого.

В действительности СНГ никогда не было интеграционной группировкой в общепринятом смысле слова. По самой логике Беловежья, как бы к ней ни относиться, вместо распущенного СССР понадобилось в спешном порядке создать что-то, похожее на ликвидационную комиссию, призванную провести бракоразводный процесс в более или менее управляемом режиме. Справедливости ради надо сказать, что с этой задачей Содружество худо-бедно справилось.

Что же касается интеграционного «провала» новых независимых государств, то СНГ здесь ни при чем. Стремительное сокращение с 1992 года взаимного товарооборота, торговые войны в почти не работающих таможенных союзах, постоянно наращиваемое и, главное, абсолютно некоординированное политическое и экономическое взаимодействие с третьими странами – все это суровая правда наших дней. Однако СНГ в принципе не могло воспрепятствовать распаду ранее единого экономического пространства.

Конечно, у России никогда не было вразумительной интеграционной концепции по отношению к бывшим советским республикам. Но было бы ошибкой думать, что СНГ «заработало» бы, если бы такая концепция была.

На деле все новоиспеченные государства, включая Россию, действовали методом «проб и ошибок», и это было единственно возможной политикой. Власти и тогда, и сейчас приходится думать о чистом выживании, постоянно тушить пожары, возникающие то там, то здесь от беспрецедентной ломки структуры.

Поэтому не стоит упрекать политиков в невыполнении интеграционных соглашений. При этом шансы на интеграцию или хотя бы консолидацию пока что есть, но время для их реализации стремительно тает. Сегодня бороться с примитивизацией хозяйства и развивать национальный экономический потенциал невозможно без совместного использования сохранившейся производственной базы, создания условий для ее модернизации и развития.

Перед Россией и большинством государств СНГ стоит дилемма: смириться с ролью пассивного участника (объекта) глобализации или за счет сложения потенциалов стать активным участником (субъектом) мировых экономических процессов. Здравый смысл подсказывает очевидность выбора.

В этой связи характерно разочарование президента Украины Леонида Кучмы, уповавшего на быстрое присоединение к ЕС и недавно с горечью признавшего: «Мы не готовы ни с политической, ни с экономической точек зрения претендовать на вступление Украины в Евросоюз┘»

России также необходимо серьезно задуматься о модели рационального поведения в СНГ. Прежде всего, как подчеркнул Путин, надо отрешиться от представления о монополистической роли России в регионе. Причем нужно отделять текущие фискальные интересы от задач интеграционной перспективы, при необходимости жертвуя первыми ради вторых.

В этом смысле показателен проект Единого экономического пространства (ЕЭП), которое намереваются создать Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина. На этот раз возобладал реалистический подход. Во-первых, интеграционный блок строится не с крыши, а с фундамента, во-вторых, партнеры не торопятся налаживать экономическое взаимодействие с создания какого-либо наднационального органа. В-третьих, основа сотрудничества – желание не столько освободиться от взаимозависимости, сколько использовать ее в общих интересах.

Последнее особенно касается Украины, все отчетливее сознающей, что Европе еще долго будет не до нее. Причем это понимает не только политическая элита, но и бизнес, в среде которого растет стремление хоть к какому-то упорядочению постсоветского пространства. Это, в свою очередь, создает условия для оживления связей не просто в торговле, но и в сфере прямых инвестиций, специализации и кооперирования. А при договоренностях о свободном передвижении товаров и услуг, капиталов и рабочей силы можно будет с той же Украиной создавать транснациональные корпорации в космической индустрии, авиапроме, энергетическом машиностроении. В том числе станет возможным сотрудничество, а не конкуренция в экспорте вооружений.

Однако все это может произойти при благоприятном развитии ЕЭП. Если же проект осуществить не удастся, сползание его участников в мировое технологическое захолустье окажется неизбежным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1303
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
836
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1576
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1529

Другие новости