Для реформы политической системы страны, объявленной в понедельник Владимиром Путиным, появилось одно труднопреодолимое препятствие – Конституция РФ. Точнее, ее толкование Конституционным судом, который в 1996 году предписал проводить прямые всенародные выборы губернаторов, признав, что иной способ избрания главы региона противоречит букве и духу Основного закона страны. «НГ» попыталась установить, препятствует ли данное постановление КС введению нового порядка назначения региональных начальников и существуют ли легитимные способы это препятствие обойти.
О предыстории вопроса «НГ» рассказал бывший глава Центризбиркома, а ныне руководитель Независимого института выборов Александр Иванченко: «Конституция не содержит прямого указания в отношении порядка избрания глав исполнительных органов власти субъектов РФ. Однако, поскольку федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти, ее органы в регионах формируются на тех же принципах, что и федеральные. Прямое избрание глав администраций предусматривается практически во всех уставах субъектов РФ. В Уставе Алтайского края до некоторого времени было установлено иное: главу администрации избирает Законодательное собрание. Это положение стало предметом рассмотрения Конституционного суда, который в своем постановлении от 18 января 1996 года признал указанный порядок неконституционным».
Действительно, еще в 1996 году Конституционный суд совершенно недвусмысленно указал, что законодательная и исполнительная ветви власти являются самостоятельными. В постановлении суда отмечается: «Недопустимо, выходя за пределы, предусмотренные Конституцией, закреплять в уставе нормы, ставящие исполнительную власть в подчиненное по отношению к представительному органу положение... Тем самым законодательный орган превращается в своеобразную избирательную коллегию, решение которой подменяет прямое волеизъявление избирателей. Избранный в таком порядке глава администрации не может считаться легитимным независимым представителем исполнительной власти».
Таким образом, предлагаемые сегодня изменения были признаны неконституционными еще восемь лет назад. Сегодня для того, чтобы ввести новый порядок, законодатель должен как-то обойти вердикт КС. Между тем решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат. О готовности апеллировать к этому решению уже заявил независимый депутат Владимир Рыжков. В связи с этим в Конституционном суде со вчерашнего дня отказываются комментировать спорные пункты предложенной президентом реформы – в аппарате суда ссылаются на то, что это может стать предметом судебного разбирательства. Наотрез отказываются говорить о вердикте 1996 года и бывшие члены Конституционного суда, участвовавшие в принятии того исторического решения. В том числе и экс-судья КС Владимир Туманов, который еще накануне от общения с прессой не отказывался.
Однако в неофициальном порядке один из специалистов, работающих в КС, сообщил «НГ» о нескольких возможных вариантах развития событий. Вариант первый (и наименее вероятный): суд отказывается принимать жалобу к рассмотрению и выдает так называемое «положительное определение» – то есть просто отсылает к решению образца 1996 года, тем самым подтверждая старую позицию. Вариант второй: признав, что имеет дело с принципиально новой правовой коллизией, суд принимает жалобу к рассмотрению – к какому бы решению он при этом ни пришел, фактически это означает пересмотр старого дела «по вновь открывшимся обстоятельствам». И, наконец, вариант третий – реформу произведут без оглядки на решение 1996 года и без всяких споров в Конституционном суде. В России может просто не сыскаться желающий и при этом имеющий право жаловаться в КС, потому что по закону это не может делать любой человек с улицы. А только тот, чьи права были нарушены. Если рядовому избирателю не удастся доказать, что его активное избирательное право выбирать губернатора было нарушено (ему всегда могут сказать, что избранная с его участием «коллегия выборщиков» с успехом реализует его избирательные права), то круг потенциальных жалобщиков резко сужается.
«Выйти с жалобой в КС могут также депутаты Госдумы, но для этого нужно собрать не менее 90 подписей, я думаю, в нынешних условиях это будет довольно сложно сделать, – отмечает член думского комитета по конституционному законодательству Сергей Попов. – Я также сомневаюсь, что подобную жалобу инициирует правительство России, Совет Федерации, формально представляющий интересы регионов (не менее одной пятой его членов), или кто-то из избранных губернаторов или законодательных собраний регионов».
Действительно, все участники отстроенной вертикали власти, в том числе и всенародно избранные, уже поспешили одобрить президентскую инициативу.