Владимир Путин выступал эмоционально и несколько раз отрывался от бумаг.
Фото REUTERS/ITAR-TASS/KREMLIN PRESS SERVICE
Вчера президент РФ обнародовал программу очередных изменений в системе государственной власти России. Таким образом, стало ясно, что он имел в виду, когда в обращении к гражданам после теракта в Беслане говорил о необходимости укрепления единства страны и создании антикризисной системы управления.
Наиболее серьезная и принципиальная из объявленных вчера мер – изменение порядка формирования органов исполнительной власти субъектов Федерации. Владимир Путин предложил отменить институт прямых выборов высших должностных лиц региональных администраций, заменив всенародное голосование процедурой, которая применяется при утверждении председателя федерального правительства. Формально глав республик, краев и областей будут избирать региональные законодательные собрания, однако кандидата на избрание местным законодателям должен будет представить президент РФ. По-видимому, аналогичным образом будет выглядеть и механизм отставки главы региональной администрации: президент отправляет в отставку, местный парламент утверждает его решение.
В выступлении Владимира Путина по этому вопросу ни разу не прозвучало слово «назначение», однако, по сути, речь идет о том, чтобы сделать руководителей регионов назначенцами президента. Хотя участие местных законодательных органов в процедуре утверждения глав администраций позволяет сохранить некоторые элементы выборности, очевидно, что результаты голосований в региональных парламентах не будут иметь практического значения: в любом случае местные законодатели изберут губернатором того, кого им предложит президент. Иных вариантов, как и в случае с утверждением председателя федерального правительства, обнародованная Путиным схема не предусматривает.
По логике той же схемы, мнение главы государства будет решающим и при утверждении руководителей региональных правительств. Совершенно очевидно также, что за ненадобностью будет упразднен институт согласования с местным руководством кандидатов на должности руководителей региональных структур федеральных министерств и ведомств. В принципе внедрение этой модели делает ненужным существование сферы совместной компетенции регионов и Федерации, ликвидирует существующий порядок разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Иначе говоря, субъекты Федерации становятся административными единицами унитарного государства.
Вторая по значимости инициатива президента, оглашенная им на вчерашнем заседании правительства, затрагивает систему представительных (законодательных) органов власти. Владимир Путин считает необходимым формировать их на основе пропорциональных выборов. То есть депутаты (сначала – Госдумы, затем – региональных парламентов) будут избираться только по партийным спискам, одномандатных избирательных округов и соответственно непартийных кандидатов-самовыдвиженцев не будет. В реальных условиях современной России, когда все политические ресурсы страны сконцентрированы в нескольких политических партиях, а фактически – в их федеральном звене, руководство доминирующей партии получит возможность руководить региональными парламентами. Значительно облегчится и задача административного управления выборами, которая сведется к управлению лидерами двух-трех партий. Таким образом, параллельно с «исполнительной вертикалью», достройка которой будет завершена с отменой прямых выборов губернаторов, возникнет и «законодательная вертикаль». Поскольку обе «вертикали» вероятнее всего будут иметь общее управление, конституционный принцип разделения властей превратится в декларацию.
Менее конкретно высказался вчера глава государства по поводу укрепления системы безопасности. Но судя по всему, дело не ограничится созданием окружных и региональных антитеррористических комиссий и восстановлением Миннаца – следует ожидать появления новой федеральной структуры, которая будет обладать более широкими, чем сегодняшний Совет безопасности РФ, полномочиями во всех областях государственного управления. Более ясно выражена во вчерашнем выступлении позиция президента по проблеме общественного контроля за деятельностью госаппарата, включая правоохранительные органы и спецслужбы. Владимир Путин назвал «продуктивной идею образования Общественной палаты как площадки для широкой дискуссии, для обсуждения гражданских инициатив». То есть речь не идет о расширении контрольных функций парламента и об учреждении каких-либо институтов гражданского контроля вообще. Президент представляет Общественную палату как «площадку для дискуссии», не наделяя ее какими-либо правами и полномочиями во взаимоотношениях с органами государственной власти. Впрочем, учреждение независимого органа, который имел бы право контролировать действия исполнительной власти, вошло бы в непреодолимое противоречие с представленной президентом программой укрепления единовластия, переводом государства в режим «антикризисного управления».