Российский генерал Балуевский намерен наносить удары за рубежом, американский генерал Джонс знает, к чему это приводит.
Фото Reuters
Вчера, после завершения переговоров с главнокомандующим объединенными силами НАТО в Европе генералом Джонсом начальник российского Генерального штаба Юрий Балуевский выступил с неожиданным заявлением: Москва готова нанести превентивные удары по базам террористов в любом регионе мира. Однако добавил: это «не значит, что мы будем наносить ядерные удары».
Генерал Балуевский не уточнил, какие регионы мира он имеет в виду. По официальным данным Государственного департамента США, основные базы международных террористов сосредоточены в Афганистане, Пакистане, Ираке, Южном Ливане, Алжире, Египте, Саудовской Аравии, Индии, Бангладеш, а также на Филиппинах. Следовательно, Балуевский собирается нанести превентивные удары именно по этим регионам мира.
В любом случае нужна санкция президента страны – Верховного главнокомандующего. Только после принятия волевого политического решения о нанесении ударов по базам террористов министр обороны отдаст приказ Генштабу на разработку операции, и войска могут быть приведены в движение.
Но вторжение на чужую территорию может быть предпринято либо с санкции ООН, либо в рамках межгосударственных соглашений. Сегодня санкции ООН имеются только на операции в Афганистане и Ираке. Следовательно, заявление начальника Генштаба можно расценить как попытку побудить США и НАТО пригласить Россию поучаствовать в своих миротворческих операциях. Показательно, что заявление делает высокопоставленный военный, а не политик. Обычно так запускается пробный шар.
Ибо официальная политика Москвы до сих пор дистанцировалась от военных операций в Афганистане и Ираке.
США и НАТО давно добиваются согласия России на прямое участие в антитеррористической коалиции в Ираке и Афганистане. Но Москва пока ограничилась тем, что разрешила транзит войск и грузов в Афганистан через свою территорию. Похоже, интересы Москвы, Вашингтона и Брюсселя начинают совпадать. Тем не менее опыт российских миротворцев в Косово показал, что российскому Генштабу придется действовать в тесном контакте с Пентагоном, а в подавляющем большинстве случаев – под его прямым руководством. В Косово российские миротворцы с натовскими, мягко говоря, не сработались и были вынуждены уйти досрочно. Готов ли сегодня российский Генштаб встать под звездно-полосатые флаги?
Генерал-полковник Балуевский отметил, что выбор «средств поражения будет определять конкретная ситуация в том или ином регионе». Однако не пояснил – каких конкретно. Даже беглый взгляд на возможности России действовать по принципу «длинной руки» говорит, что выбор весьма скуден и не соответствует пафосу заявлений начальника Генерального штаба. Как отметил эксперт «НГ» генерал-полковник Леонид Ивашов, «слава Богу, что Юрий Балуевский исключил из средств поражения межконтинентальные стратегические ракеты с ядерными боеголовками». По его мнению, это единственное средство, которое еще позволяет сохранять за Россией статус великой державы. Но оно абсолютно непригодно для уничтожения террористических баз. В любом случае их использования это была бы мировая термоядерная война.
Что же остается?
Как считает генерал-полковник Леонид Ивашов, авианосцев у России практически нет, а если что и осталось со времен СССР, то все это уже несколько лет безнадежно приковано к швартовым стенкам. Концепция развития ВМФ предусматривает строительство кораблей только прибрежной зоны. Стоящие на вооружении флота крылатые ракеты чрезвычайно дорогостоящие, а потому используются только в ядерном снаряжении. Конструкторы лишь задумываются о разработке к ним обычных боеголовок, поскольку у Минобороны нет денег для оплаты их широкого внедрения. Выход в Мировой океан осуществляется далеко не каждый год и исключительно в демонстрационных целях.
Авангард российской Дальней авиации составляет всего 15 бомбардировщиков Ту-160 и несколько десятков машин Ту-95. В основном они ориентированы на нанесение ядерных ударов. Кроме того, их количества явно недостаточно для массированных ударов по базам террористов за пределами России.
С террористами можно еще бороться силами ВДВ. Переброска их на дальние расстояния может быть обеспечена самолетами военно-транспортной авиации, однако, как показали учения на Дальнем Востоке, военно-транспортные мощности невелики, даже при мобилизации гражданской авиации. Крупной считается операция по единовременной передислокации до 1 тыс. человек вместе с вооружениями и военной техники.
Таким образом, заявление начальника Генерального штаба генерала Балуевского встречает ряд политических и военно-технических преград. А потому не может быть реализовано так категорично, как заявлено. «Все это напоминает некое обезьянничанье с США, – считает генерал-полковник Леонид Ивашов. – Все же у России не те Вооруженные силы, не та экономическая и политическая мощь по сравнению с Соединенными Штатами. Это заявление Балуевского – как хорошая мина при плохой игре. Мы стремимся показать, что российские Вооруженные силы имеют длинные руки, но не можем совладать с доморощенными террористами в пределах России. Мировые проблемы решать проще, чем в своем отечестве выявить штабы Басаева и Масхадова и уничтожить их».