Вчера Центризбирком утвердил широко разрекламированную заранее аналитическую записку с предложениями по радикальной правке российского избирательного права. Главное из нововведений: уже следующие выборы в Госдуму, если предложения одобрят, будут проходить без одномандатников, исключительно по партийным спискам. Инициативы Александра Вешнякова и его коллег выглядят не только революционно, но и местами весьма экзотично.
Например, идея о синхронном (один день в году) проведении выборов во всех российских регионах. Или введение в партсписках 30-процентной квоты для женщин. Напрашиваются ассоциации с советскими методами партстроительства, когда при пополнении партийных рядов предусматривалась квота для отдельных специальностей – доярок, сталеваров и т.д. Впрочем, сами члены ЦИКа ничего смешного в своей «аналитической записке» не увидели и обсуждали ее с полнейшей серьезностью, временами вступая друг с другом в жаркие диспуты.
Любопытно, что секретарь комиссии Ольга Застрожная, мотивируя инициативы ЦИКа, начала именно с того, что ей и ее коллегам не нравится, как нынче живут российские партии. Застрожная с искренним сожалением отметила, что партийная система развивается не слишком эффективно: ряд партий утратили представительство в Госдуме. Парламент ослаблен и вопреки ожиданиям не принимает участия в формировании правительства. А независимые депутаты вообще растворились в партийной массе – на сегодняшний день в ЦИКе их насчитали всего 15.
В качестве рецепта предлагается пресловутая пропорциональная система. Предполагается, что 5-процентный барьер, урезанная до трех человек федеральная часть списка, распределение мандатов по региональным группам в зависимости от доли полученных партией в регионе голосов и прочие прелести этой системы стимулируют рост ответственности партий перед избирателями. Правда, имеется одна неувязочка – по Конституции, граждане у нас имеют право быть избранными без всяких оговорок. А теперь получится, что с оговорками – только через партию. Для того чтобы соблюсти если не дух, то хотя бы букву Основного закона, в ЦИКе решили сохранить институт независимых депутатов, которые имеют право в одиночку соревноваться на территории округа с целым партийным списком.
«Да это же все равно, что бой одного боксера с командой боксеров, причем для них разные правила написаны!» – возмутился член ЦИКа Евгений Колюшин, который предложил посвященную пропорциональной системе часть из записки вообще исключить. Мол, раз уж речь идет о корректировке законодательства, то зачем революцию устраивать? «Независимый депутат – это как вариант», – пояснила Ольга Застрожная. Надо же чем-то отсутствие прямого избирательного права компенсировать. «Конечно, проще всего это сделать, изменив порядок формирования Совета Федерации, но ведь этого же нет?»
Член комиссии Елена Дубровина высказала другое опасение: не все партии окажутся способны сформировать по 72 полноценных региональных списка. Но ей был дан жесткий ответ: или партия накачивает мускулы, или рискует выбыть из игры, вариантов нет. Зато другое ее предложение – ввести в партийных списках квоту для женщин, Александр Вешняков принял на «ура». Правда, энтузиазм феминистов остудила член ЦИКа Эльвира Ермакова – мол, сколько раз уже такое предлагали, но мужское большинство в Думе дружно идею проваливало. А потом, ну в самом деле: начнется с женщин, а следом молодежь квоту потребует, ветераны... Нет, лучше не начинать. Однако «женский вопрос» решили с повестки дня избирательной реформы окончательно не снимать и хотя бы рекомендовать партиям придерживаться соответствующих норм политкорректности.
Меньше повезло Евгению Колюшину, выступившему с предложением учесть рекомендации ОБСЕ и ввести мониторинг телеэфира на предмет злоупотреблений в «информировании» – с тем чтобы решения специального наблюдательного органа имели обязательный характер для СМИ. Вешняков резко прошелся по поводу «экзотических» предложений ОБСЕ, и вопрос был закрыт.
Основная часть предложений, изложенных на 43 листах документа, преподносится как коррекция норм, не очень хорошо работавших в ходе минувших выборных кампаний. Впрочем, в ряде случаев коррекция обещает быть существенной – например, круг наблюдателей предлагается максимально расширить за счет общественных объединений федерального и регионального уровня. Но зато наблюдателям собираются запретить составлять собственные копии протоколов. Этот документ должны выдавать избирательные комиссии – тогда, объяснила участникам заседания секретарь ЦИКа Ольга Застрожная, не будет упреков в адрес переутомившихся наблюдателей, не те цифры нарисовавших и переутомившихся председателей комиссий, их подписавших. О том, что это позволит избавиться заодно от единственного юридически значимого документа, который может подтвердить (и как показывает практика – в ряде случаев подтверждал) факт фальсификации результатов голосования, она, естественно, упоминать не стала.
Обсуждались и другие инициативы – в том числе введение специального дня выборов. В третье воскресенье марта предлагается выбирать исполнительную власть, а в первое воскресенье октября – законодательную. Правда это, как объяснил журналистам Вешняков, нужно еще согласовать с регионами – ведь им придется «подгонять» к этой дате свое законодательство и исторически сложившиеся сроки выборов.
Как рассказал журналистам Александр Вешняков, в течение двух ближайших месяцев эти предложения будут обсуждаться в регионах – уже распланированный цикл зональных семинаров стартует 23 сентября в Иркутске. А в первой половине ноября состоятся парламентские слушания, по итогам которых Центризбиркому останется только оформить соответствующую законодательную инициативу. «О ценах на переправу давайте договариваться на берегу», – так объяснил Вешняков сжатые сроки, в которые намерен провести масштабную избирательную реформу. Если Дума в них уложится, то партиям останется три с половиной года на то, чтобы приспособиться к новым правилам игры.