0
1065
Газета Политика Интернет-версия

26.08.2004 00:00:00

Государство начинает считать партийные деньги

Тэги: минюст, партия, финансирование, налог


минюст, партия, финансирование, налог В ведомстве Юрия Чайки знают, как сделать партийную бухгалтерию более прозрачной.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

В ближайшем будущем политическим партиям грозят серьезные трудности финансового характера: им могут запретить получать деньги из непрозрачных для власти источников. Глава ЦИКа Александр Вешняков уже заявил о том, что готов предложить соответствующую законодательную инициативу. В Центризбиркоме, внимательно изучив отчеты участников парламентской избирательной кампании, пришли к выводу, что реальные спонсоры политических партий остались за кадром. Выяснилось, что партии сплошь и рядом получают средства через некоммерческие фонды, за которыми абсолютно невозможно различить подлинные источники финансирования.

С порочной практикой укрывательства дорогих спонсоров решено покончить. По данным «НГ», речь идет далеко не только о системе финансирования избирательных компаний. Может быть пересмотрен весь порядок финансового обеспечения политических партий. Угроза нависла над вполне привычным и хорошо изученным явлением, которое сегодня принято определять, как «бизнес от политики».

«Разумеется, можно запретить использование некоммерческих фондов, – считает член ЦИКа Евгений Колюшин. – Понятно, что перед выборами туда деньги специально «закачиваются». Но технически такой запрет достаточно сложен: запретят фонды – будут использовать организации с другим статусом. Думаю, что переход к пропорциональной системе выборов в Госдуму в любом случае повлечет за собой изменения в системе финансирования. Может быть, и открывать специальные избирательные счета будет уже незачем. Если участвовать в выборах будут только партии, то их средства ведь уже централизованы на специальных счетах. Вообще я сторонник того, чтобы все функции контроля сосредоточить в одних руках – либо в МНС, либо в Центризбиркоме. Сегодня мы имеем право получать финансовые отчеты партий, препарировать их и публиковать, но только в ходе или по итогам избирательной кампании. А систематический контроль за доходами и расходами как таковой отсутствует. Думаю, что с точки зрения МНС партийные финансы – это такая мелочь, которая просто не оправдывает сил и средств, вложенных в проверки. А вдобавок может оказаться политически весьма острой».

Между тем планы отсечь политические партии от скрытых источников финансирования существуют не только в Центризбиркоме, но и в Минюсте, где сейчас полным ходом идет работа над корректировкой Закона «О политических партиях». «В своих посланиях Федеральному собранию президент и в прошлом году, и в нынешнем обращал внимание на то, что у нас до сих пор непрозрачна система финансирования партий, – говорит и.о. руководителя департамента Минюста по делам общественных объединений Алексей Жафяров. – То есть проблема была обозначена, другое дело, что не имело смысла решать ее в пожарном порядке: вносить изменения в законодательство непосредственно в тот год, когда проходила федеральная избирательная кампания. Сейчас мы свои предложения в рабочем порядке готовим. Другое дело, что это вопрос, который находится не только в нашей компетенции, но и налоговой службы».

До последнего времени налоговики практически полностью игнорировали финансовую жизнь партий – даже СМИ ею интересовались больше. Благо легальная партийная отчетность находится в открытом доступе. «НГ», например, не раз отмечала, что формальная «прозрачность» этих отчетов остается фикцией даже на невооруженный взгляд. И что порой дело доходит до чистой воды издевательства над публикой. В «Единую Россию», например, в прошлом году поступали немалые средства не только от вполне реальных предприятий, но и из многочисленных и мало кому известных фондов и общественных организаций, в чьих названиях фигурируют слова «наш дом» и «народный дом» в самых различных вариациях. Очевидно, эти структуры в свое время были созданы для перекачки средств черномырдинскому НДР – да так и остались на службе у партии власти во всех ее вариациях. Традиционно оппозиционное «Яблоко» пользовалось финансовой поддержкой обществ содействия чему угодно – от развития интернета до социальной и психологической адаптации инвалидов, причем у некоторых обществ даже номера ИНН почти до самой последней цифры сходятся.

До сих пор партии не имели серьезных проблем с отчетностью – если, конечно, успевали ее вовремя сдавать. И вот как раз в самый разгар отпускного сезона грянул гром. Налоговые инспекторы пришли в КПРФ.

«Проверка пока идет чисто рабочая, – рассказал «НГ» секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев. – На уровне сбора справок и проверки тех отчетных материалов, которые мы предоставили. Но раньше мы на федеральном уровне финансовые отчеты сдавали, и этим все ограничивалось. А сейчас проверяющие пошли по всем регионам. Местные управления юстиции срочно затребовали от нас региональные финансовые отчеты. На федеральном уровне МНС очень внимательно поработала с нашим отчетом и запросила целый ряд разъяснений. Особенно их заинтересовали те юридические лица, которые перечислили на счет партии суммы свыше 10 тысяч рублей».

Некоторые коммунисты склонны видеть в происходящем происки бывшего спонсора партии Геннадия Семигина. Однако, по мнению Соловьева, это общая тенденция: «Государство начинает выравнивание политического поля под двух-, трехпартийную систему. Уже гуляет проект закона об обязательных 100 тысячах членов... Думаю, сейчас все партии будут очень жестко причесаны: посредством ужесточения требований к численности, к порядку поступления средств, предельно допустимым размерам пожертвований. Ведь самое больное место для многих партий – это финансирование, они только за счет юридических лиц живут. Похоже, все идет к «огосударствлению» партий – к тому, что государство станет основным источником их финансирования. Например, пропорционально результатам голосования. Но это будут финансовые потоки, которые в любой момент можно перекрыть...»

Конечно, все прекрасно понимают, что между легальной бухгалтерией и подлинными доходами-расходами партий лежит огромная пропасть. С другой стороны, на самом деле и сейчас достаточно хорошо известно, во что, кем и сколько денег было вложено в ходе минувшей избирательной кампании. Разумеется, после последних выборов в Госдуму капитализация парламентского бизнеса резко упала – сказался эффект монополии «Единой России». По некоторым экспертным оценкам, сегодня Дума представляет собой весьма скромный рынок услуг с годовым оборотом около 250–300 млн. долл. И все-таки это рынок – а любой рынок весьма относительно контролируется государством. Видимо, на этот случай и решено подстраховаться. Вдруг кто-нибудь все же решится сделать рискованные инвестиции в следующий избирательный цикл. Если верить прогнозам Александра Вешнякова, соответствующие поправки в избирательное (и смежное с ним) законодательство вступят в силу уже ко второй половине 2005 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1625
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3556
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2618
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2129

Другие новости