Вчера вечером президент России Владимир Путин вернулся в Москву из Сочи. Известие о двух синхронных авиакатастрофах застало Владимира Путина в его сочинской резиденции «Бочаров Ручей». Уже в 3.30 утра пресс-секретарь президента Алексей Громов сообщил российским информагентствам, что глава государства о трагедии «был немедленно проинформирован». И сразу же начал давать распоряжения силовым министрам.
Главной инстанцией по расследованию катастрофы Путин поначалу назначил Федеральную службу безопасности. По словам президентского пресс-секретаря, руководитель страны «поручил ФСБ РФ начать немедленное всестороннее расследование в связи с трагедией с самолетом Ту-134 в Тульской области и исчезновением с радаров самолета Ту-154 в 138 км от Ростова-на-Дону».
Такой выбор свидетельствовал о том, что в первые часы после трагедии версия о теракте рассматривалась как основная. Не случайно на доклады о ходе поисков самолетов и анализе причин случившегося к главе государства вызывались именно силовики. «Владимир Путин постоянно получает доклады от руководителей МЧС, ФСБ и других силовых ведомств России», – сообщали официозные агентства в своих утренних выпусках со ссылкой на Алексея Громова. Так, около девяти утра Сергей Шойгу доложил президенту об обнаружении места падения самолета Ту-154.
Однако ближе к полудню позиция руководства страны по поводу трагедии в небе над Ростовской и Тульской областями была скорректирована. ЦОС ФСБ объявил, что признаков терактов пока не выявлено. Взрыв на автобусной остановке московская милиция решила считать и вовсе хулиганством. А чуть раньше пошли сообщения из Сочи: ответственным за анализ произошедшего назначен все-таки гражданский чиновник. Председателем государственной комиссии по расследованию причин катастрофы самолетов Ту-134, Ту-154 Владимир Путин назначил министра транспорта Игоря Левитина. Президент поручил министру в кратчайшие сроки представить предложения о составе комиссии.
В феврале на сообщение о взрыве в московском метро глава государства реагировал совсем по-другому. Взрыв прогремел около 9 утра, а уже в полдень, в самый разгар спасательных работ, президент обратился к международному сообществу с призывом объединить усилия в борьбе с терроризмом. Не дожидаясь окончания расследования, Путин однозначно указал на организаторов катастрофы: «Мы наверняка знаем, что Масхадов и его бандиты связаны с этим террором». Тогда же прозвучала знаменитая президентская фраза: «Россия не ведет переговоров с террористами, она их уничтожает». Хотя сами сепаратисты не только не взяли на себя ответственность за московскую трагедию, но, напротив, немедленно опровергли свою к ней причастность.
На сей раз президент от каких-либо заявлений по горячим следам отказался. В течение всего дня он принимал соболезнования от глав СНГ, но сам эти события никак не комментировал.