В минувший понедельник на заседании правительства при обсуждении расходов страны на будущий год министр обороны Сергей Иванов сделал сенсационное заявление. Он заявил, что, несмотря на значительное увеличение расходов на оборону (почти на 28%), потребности войск в 2005 году будут обеспечены лишь «на минимально необходимом уровне». В этих условиях «говорить о модернизации Вооруженных сил не приходится».
На днях военное ведомство направило в правительство предложения по совершенствованию Федеральной целевой программы (ФЦП) по переводу войск на профессиональную основу. Сделано это не от хорошей жизни – программа 2004–2005 гг. по набору контрактников под угрозой. Среди прочего отмечается, что план набора профессионалов на сержантские должности выполнен на 12%, невысоки показатели отбора кандидатов и на должности рядового состава.
Причины неудач с набором контрактников военные видят в первую очередь в недостаточном финансировании ФЦП. Сергей Иванов на заседании правительства заявил, что на решение жилищных проблем армии в бюджете 2005 года не хватает 3 млрд. руб.
Слова министра не беспочвенны. Проведенный в военном ведомстве анализ показывает, что каждый второй отобранный кандидат в армию в последний момент отказывается подписывать контракт либо из-за отсутствия жилья (30%), либо из-за низкого денежного довольствия (27%), 43% не хотят идти в профессионалы в связи с нежеланием жить в казарме.
Минобороны предпринимает попытку улучшить условия жизни профессионалов, переоборудуя казармы в общежития. Но такая мера проблемы не решает. Ведь только в СибВО 70% семейных военнослужащих. Предоставляемая правительством компенсация за поднаем жилья – 600 руб., а аренда квартиры семьей в три человека в Сибирском регионе обходится до 3 тыс. руб. в месяц, в Забайкальском – до 2 тыс. Заметим, что сейчас сам солдат-профессионал получает около 4,6 тыс. руб. в месяц.
Квалифицированные специалисты, получающие на гражданке 7–8 тыс. руб., не хотят идти в армию. А если и соглашаются, то на денежное довольствие не меньше 11–12 тыс. руб. в месяц. А такие суммы получают сегодня в военном ведомстве генералы и полковники, прослужившие не менее 30 лет.
Минобороны РФ делает выводы: 1) в войска по-прежнему идут не самые лучшие представители мужской части населения, 2) реализация ФЦП отстает от заданных нормативов.
Иное положение с новобранцами. Ими сейчас комплектуют военные комендатуры и части 42-й мотострелковой дивизии, находящейся в Чечне. Имеется даже конкурс – 2–3 человека на место. И вполне понятно – почему. Профессионал здесь получает не менее 15 тыс. руб. в месяц, а жилье, питание и обмундирование для них – бесплатные. Но воинские формирования в Чечне уже почти укомплектованы. А в других местностях России предстоит набрать по контракту в армию в 2005 году 54,5 тыс. солдат и сержантов. С учетом имеющихся трудностей это вряд ли будет по силам Минобороны.
Бюджет на 2005 год скроен, расходы на набор контрактников запланированы в размере 20,9 млрд. руб. Это сумма немалая, она составляет почти 5% военного бюджета (583 млрд. руб). Поэтому вряд ли военное ведомство добьется от Минфина значительных дополнительных средств. Кроме того, в концепции Минэкономразвития прописано, что развивать и реализовывать социальные планы, особенно в части создания фонда служебного жилья, военное ведомство должно через внебюджетные фонды, с помощью реализации высвобождаемого в процессе реформ движимого и недвижимого имущества. А такое имущество в армии есть. Например, комплекс зданий на Красной площади в Москве, за которые администрация Кремля обещает выделить военным 2500 квартир.
Но это скорее исключение, чем правило. В Минобороны считают, что армия свои социальные и другие проблемы только за собственный счет решить не может. А раз так – конец военным реформам в России.