Правительство пересматривает итоги исполнения бюджета прошлого года. И время пока есть. Проект соответствующего закона Дума будет рассматривать лишь в конце осени, вместе с проектом бюджета на 2005 год. А пока главные финансисты страны решают, какие из прошлогодних бюджетных цифр показать, а какие закамуфлировать. Профицит, например, в очередной раз пересчитали и обнаружили, что он втрое больше прогнозируемого – 227,64 млрд. руб. Казнодержатели не скрывают, что на результатах исполнения бюджета сказывается сырьевая зависимость страны. «Минфином уточнены основные характеристики против тех, которые были одобрены на заседании правительства в начале июня. Но итоги, касающиеся данных по профициту, пока нельзя назвать окончательными, они в движении. Его параметры обусловлены макроэкономическими показателями», – отметила замначальника департамента бюджетной политики Министерства финансов Ольга Долгова.
Конечно, результат вполне логичный. Когда верстался бюджетный прогноз 2003 года, предполагалось, что нефть будет стоить около 20 долл. за баррель. Но черное золото в прошлом году ценилось существенно выше – около 27 долл. за баррель. Удачная торговля воодушевила наших, а заграница настороженно притаилась: что-то опять «выдадут» русские. Во всяком случае, обнародованные финансовые успехи России никак не повлияли на рынок. Торговля ценными бумагами разве что чутко откликалась на перпендикулярное положение нефтяных магнатов нашей богатой природными ресурсами страны. А на то, как потратит его налоги лишившее его свободы государство, рынок особо не обращал внимания. Да оно, в общем, тратило, ничем не рискуя. И казна благополучно усилилась назло ненашим буржуям.
Запад не устает удивляться поведению странной державы – успех не особенно сбил с толку экономистов и политиков, взявшихся планировать будущее в рамках спокойных цифр. Правительство не обещает изображать из себя карточных шулеров и подмигивает загранице: мол, помогите построить новые нефтяные трубы, подкиньте деньжат на пугающие вас русские дороги и еще много чего – допустим, вот морские порты и аэродромы┘
Но буржуи не очень-то верят, что за дешевую российскую нефть придется долго так дорого платить, как сегодня. На их взгляд, есть множество точек в мире, где можно как следует нажать, и оттуда потечет компенсация их потерь. Не верят, что российское правительство сумеет выгодно договориться со своими же нефтедобывающими регионами. Они убеждены, что их «бизнес-толковость» и опыт в рыночных делах оценится рынком выше российского авантюризма. Что присутствие иностранного капитала на российских нефтяных разработках даст им больше шансов влиять на стоимость черного золота.
Заграница даже идет на обильное спонсирование некоммерческих организаций, чтобы те устраивали по всей стране всенародные семинары о пользе прозрачного бюджета. Мол, заставьте свое правительство отчитываться честно. Но россияне аккуратно транжирят грантовые средства, не особенно надеясь, что когда-нибудь будут знать подробности казенных трат. Граждан, судя по всему, не особенно трогает двойная бухгалтерия на высоком уровне. Этот факт негласно развязывает руки им самим. В России даже не ставят в разряд сенсаций тот факт, что федеральный бюджет в действительности становится все более прозрачным. Теперь он радует население, успокаивает бизнес-круги. А иностранцам как-то непонятно, как же удается все-таки России при увеличении прозрачности и баланса бюджета сохранять «лицо». Откуда что берется?
В принципе о неожиданных доходах правительства на нефтяном, например, рынке население могло бы так никогда и не узнать – цифры профицита госфинансистам несложно «растворить» в бюджете под вполне законными формулировками. И никто никогда бы и не узнал, что денег оказалось много. Получается, подобный статистический бюджетный перерасчет – это хорошо. Другое дело, куда правительство потратит эти излишки. По всей вероятности, обнародование размера профицита – своеобразная легализация средств стабилизационного фонда. Но откуда тогда брать и как отчитаться впоследствии за непредвиденные «неформальные» расходы? Ведь не секрет, что иногда властям предержащим приходится «договариваться» денежным путем, например, с представителями кавказских республик или нефтедобывающими регионами о «правильном» их поведении. И как в официальном финансовом отчете можно будет объяснить неформальные, но очень важные траты. От них может зависеть и безопасность страны, и ее экономическое положение.
Понятно, что всевозможные внутриэкономические встряски приводят в том числе и к бюджетным проблемам. Но, судя по всему, правительство все-таки мало надеется на успешность фискальной политики, раз так активны ставки на биржевую торговлю. Во всяком случае, начиная с 2000 года федеральный бюджет РФ реализуется с непременным профицитом. Причем он получается даже больше 2% ВВП. А мировые покупатели пусть пока поищут новые месторождения или «договорятся» с шейхами. Если получится! Им все равно, что думают, например, американцы по поводу прозрачности их бюджета. Это не англичане, которых повергает в шок публикация расходов королевского двора. Получается, попытки Минфина России быть более честным – это, по сути, отголоски желания угодить и тем, и другим, и третьим. Более того, иногда приходится вспоминать, что основная масса денег этой страны находится все-таки не в сейфах и швейцарских банках, а в потрепанных кошельках родных граждан. Иначе на что затариваться фьючерсами?!