В последних числах августа Центризбирком соберется на обсуждение аналитической записки, которая ляжет в основу пакета поправок в избирательное законодательство. Этот масштабный проект проанонсировал Александр Вешняков, признав, что самым «концептуальным» (и спорным) остается вопрос перехода к пропорциональной системе выборов депутатов Госдумы. Между тем, как стало известно «НГ», чаша сия не минует местное самоуправление: в недрах ЦИКа зреет модельный закон о выборах в органы МСУ, где в 2005 году может быть впервые применена пропорциональная система. Города и сельские районы станут моделью для обкатки выборов по партспискам перед внедрением этой системы во всероссийском масштабе.
Для изменения порядка выборов в муниципалитеты найден благовидный предлог: частичное введение пропорциональной системы предлагается как самый простой способ обойти очевидные «нестыковки» в нынешнем избирательном законодательстве. «Если законы «Об общих принципах организации МСУ» и «О гарантиях избирательных прав граждан» наложить один на другой, получится, что у нас в муниципальных районах невозможно сформировать представительный орган местного самоуправления», – рассказал «НГ» председатель Мурманской областной Думы и руководитель Комиссии совета законодателей по вопросам координации законодательной деятельности Павел Сажинов. До работы над ошибками у чрезвычайно занятых «социалкой» депутатов руки так и не дошли. Между тем реформа МСУ уже не за горами. Выборы местных органов власти должны начаться в апреле следующего года.
В Центризбиркоме считают, что противоречие между двумя законами можно легко обойти, если применить пропорциональную систему выборов. «Закон «Об основных гарантиях...» не устанавливает какого-либо конкретного вида избирательной системы, которая должна применяться при выборах депутатов представительного органа муниципального района, – пояснила «НГ» член ЦИКа Людмила Демьянченко. – Поэтому в тех случаях, когда требования закона не будут позволять избрать депутатов по мажоритарной системе, выборы следует проводить с использованием пропорциональной. До конца года планируется подготовить соответствующий модельный закон. Разумеется, не может быть единого подхода для всех регионов и ситуаций. Поэтому представляется допустимым установление разных видов избирательных систем. Например: пропорциональная для городских округов, смешанная для муниципальных районов, мажоритарная для сельских поселений...»
В итоге возможность диктовать правила выборов в органы власти реформированного МСУ остается за губернскими властями. Именно на них возложена обязанность административно-территориального деления в пределах региона. С границами муниципальных образований нового образца регионам предписано определиться до конца нынешнего года, законодательную базу подготовить до 31 марта следующего. Тогда и станет окончательно ясно, какой процент россиян пойдет выбирать местную власть по партийным спискам. Однако уже сейчас есть все основания сомневаться в том, что политические партии в нужный момент смогут оказаться в достаточной близости от избирателя.
«В России очень своеобразная партийная система, – отмечает член политсовета СПС Борис Надеждин. – Если не брать партию бюрократии, которая просто дублирует структуру власти (в каждом районе и городке начальник «Единой России», как правило, вице-мэр или что-нибудь в этом роде), все остальные партии на этом уровне весьма виртуально присутствуют. Даже в родном Подмосковье на региональном уровне и СПС, и «Яблоко» заметны, а на местном это обычно 5–15 членов партии, которые «просыпаются» только во время выборов. Если на федеральном уровне практически решен вопрос о запрете блоков, то на муниципальном уровне имеет смысл не просто их сохранить, но и допустить участие в выборах общественных организаций».
Однако есть все основания предположить, что как раз участия наиболее активных представителей гражданского общества в местной политической жизни губернаторы постараются избежать.