Когда в начале 90-х годов и.о. премьера г-н Гайдар провозгласил курс на ультралиберальные реформы, многие восприняли это как «бери, пока другие не взяли», а государство контролировать процесс оказалось не в состоянии. Шоковая терапия – как прозвали этот период в народе – закончилась фактическим разграблением значительной доли госсобственности, обнищанием населения и другими политическими и экономическими катаклизмами.
В наши дни относительной стабильности мы уже как-то отвыкли от времен шокотерапии. На смену капитализму с нечеловеческим лицом пришел – смеем надеяться – эффективный менеджмент, в котором жесткие меры адекватно соотносятся с насущной необходимостью и прекрасно уживаются с продуманной социальной составляющей большого бизнеса.
Тому пример – события жаркого июля. Во время так называемого банковского кризиса один из крупнейших российских банков – Альфа-банк – применил к своим вкладчикам весьма жесткую меру в виде 10% комиссии за досрочное расторжение договора. Эта своего рода шоковая терапия на микроуровне действительно возымела действие: паника среди вкладчиков Альфа-банка, да и не только его, улеглась. Но возбудились, а вернее, обиделись именно те, кто разорвал, по сути, партнерские отношения с банком. Впрочем, банк вскоре заявил о возвращении удержанной комиссии┘ Но только после взыскания ущерба с недобросовестных СМИ, спровоцировавших панику. Об этом много писали, и теперь даже человек, далекий от банковских дел, знает, что кризис начался вовсе не из-за каких-либо проблем в самом Альфа-банке.
Потеряв с депозитов около 580 млн. долл., Альфа-банк получил на этой комиссии что-то около 4 млн. долл. Несерьезная сумма, тем более что в то же время на покрытие ликвидности акционеры «Альфы» внесли на счета банка 1 млрд. долл.
А сейчас банкиры предприняли следующий ход – решено вернуть 10-процентную комиссию абсолютно всем вкладчикам, причем не дожидаясь судебных решений по искам к СМИ. Хотя иски к газетам альфовцы скорее всего не отзовут, не в их это традициях. Слухи о том, что на принятие решения о возвращении комиссии, не дожидаясь разрешения судебных тяжб со СМИ, повлияла и позиция Конфедерации обществ потребителей, кажутся несостоятельными. КонфОП пообещала подать на Альфа-банк коллективные иски. Ну и что? Вряд ли Альфа-банк испугался конфедерацию, о которой до сих пор мы мало что слышали. В биографии «Альфы» масса выигранных судебных процессов. Имея такие крепкие тылы, можно быть и великодушным, тем более что возвращение комиссии вполне укладывается в рамки социально ориентированной работы с клиентами, декларируемой банком.
Сейчас прорабатывается механизм возвращения всем вкладчикам удержанных средств: выплаты начнутся в сентябре с возвращения денег в первую очередь социально уязвимым категориям вкладчиков – инвалидам и пожилым людям, а за весь осенний период удержанные проценты будут возвращены и всем остальным.
Итак, как и предполагалось продвинутыми аналитиками и пиар-менеджерами, на самом деле можно констатировать весьма эффективную антикризисную тактику «Альфы». Первый шаг – шокотерапия, погасившая панику. Шаг второй – информация о премировании лояльных вкладчиков (+0,5% к вкладу). А только затем, когда эмоциональная волна уже схлынула, включились механизмы здравого смысла, клиенту возвращаются деньги, которые он считал потерянными. Лекарство горькое, но целительное...
Надо признать, что введение комиссии отрезвляюще подействовало на подверженных панике вкладчиков. А такие акции, как премирование и возврат удержанного, – дополнительные бонусы к имиджу банка, который не только устоял после летних событий, но проявил также хладнокровие и мобильность в принятии оперативных антикризисных решений. Как дополнительный выигрышный балл Альфа-банк может занести себе в актив и то обстоятельство, что чуткий к тем вещам, которые касаются лично его кармана, вкладчик теперь в случае повторения банковских волнений в первую очередь вспомнит об «Альфе», ведь банк не только устоял после летнего кризиса, но извлек из него максимальную пользу – как для себя, так и для своих вкладчиков.