Вчера истекли 100 дней второго срока Владимира Путина. Накануне этой символической даты итоги президентской «стодневки» подвели известные политологи. О последних удачах и неудачах переизбранного главы государства рассуждали президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин и первый заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко. Похвалив политику главы государства в целом, политологи выказали недовольство «инсайдерскими играми» вокруг ЮКОСа, ходом административной реформы и по-разному прокомментировали положение дел в Чечне.
По словам Вячеслава Никонова, хотя российский лидер за рубежом нынче популярнее президента США Буша и премьер-министра Великобритании Блэра, «затягивание «дела ЮКОСа» настораживает зарубежных наблюдателей и может изрядно подпортить имидж страны. А биржевые игры акциями компании, на которых неплохо заработали люди, владеющие недоступной широким массам информацией, вызывают еще большее возмущение на Западе.
«Действия правительства заострили проблему дефицита политической ответственности» – так оценил административную реформу Глеб Павловский. По его словам, правительство всячески пытается «переложить ответственность на президента». Павловский уверен: между правительством и президентом как «центром инициатив» и гражданами существует «прослойка, которая пытается блюсти свои интересы». Коррупция, по мнению главы Фонда эффективной политики, становится не явлением, а «классом, со своими задачами и политическими проектами». К 2008 году, прогнозирует Павловский, эта «прослойка» будет становиться все более агрессивной и опасной для президента и оппозиции.
Крайне жестко отозвался об административной реформе Михаил Делягин. «Это шаг к разрушению российской государственности. Правительство в параличе. Огромные пласты людей «висят» в неизвестности». Более осторожный в оценках Борис Макаренко хотя и доволен созданной за 100 дней структурой власти («система выстроилась, чтобы работать, и она работает»), видит в будущем проблемы для президента. По его словам, существующая система дальше станет достраивать сама себя и, как следствие, «тупеть», становиться глухой к вопросам, идущим снизу.
«Долгоиграющий кризис, который в ближайшее время не разрешить», обнаружил в Чечне Вячеслав Никонов. В республике, по его мнению, необходимо создать легитимную власть. Однако те выборы, которые будут проходить в Чечне, этому не помогут. «Не предвижу обострений, – сказал руководитель фонда «Политика», – но и улучшения тоже не будет». Михаил Делягин уверен, что единственно правильным шагом стало бы введение в республике прямого президентского правления. Глеб Павловский и Борис Макаренко с коллегами не согласны. Павловский назвал Чечню «успехом 100 дней», а Макаренко считает «политику, которую принято называть «чеченизацией», единственно верной».
Не могли политологи обойти и другой кавказской проблемы – отношений между Грузией и Южной Осетией. Никонов и Макаренко уверены: лучший выход для России в данной ситуации – попытаться сдержать стороны. Если начнется война, то Россия, по мнению Никонова, не сможет в нее не вмешаться. В этом, однако, сильно сомневается Михаил Делягин: «В Южной Осетии большинство – российские граждане. Когда их будут убивать, Россия не вступится, так как эти действия осудит Запад». Что, прогнозирует Делягин, создаст серьезные проблемы внутри России – «отчуждение, отторжение власти, ее делегитимизация».
Журналистов интересовал также вопрос о преемнике Владимира Путина на президентском посту в 2008 году. «У нас впереди если не вечность, то точно – не 4 года, – рассмеялся в ответ Делягин. – Не для того прилагаются такие титанические усилия, чтобы через 4 года освободить кресло». Глеб Павловский заметил по этому поводу, что пока не видит человека, который мог бы являться «значимой кандидатурой». В любом случае, по мнению политолога, Путин «к концу срока, перестав быть президентом, останется лидером, с которым будет считаться любой президент».