С голодающим Удальцовым милиции удалось справиться только впятером. Фото Reuters
Вчера с самого утра здание Совета Федерации, где принимался закон о монетизации льгот, было окружено со всех сторон. Все подступы к СФ перекрыли отряды ОМОНа и милиции, а близлежащие переулки были заставлены грузовиками с солдатами – не хватало разве что танков. Создавалось впечатление, будто стражи правопорядка ожидали масштабных провокаций.
Серьезные беспорядки явно запаздывали. Таковыми с большой натяжкой можно было считать лишь попытку голодовщиков из лево-радикальных молодежных организаций проникнуть в верхнюю палату. В Совфеде ребята хулиганить не собирались, да и состояние их было весьма плачевное – просто-таки совсем не годилось для активных действий. Младокоммунисты всего лишь хотели передать сенаторам петицию – с просьбой отозвать все законопроекты, посягающие на социальные права граждан. О пропусках в «зону» для младших товарищей заблаговременно позаботились дружественные сенаторы из КПРФ.
Тем не менее в здание на Большой Дмитровке голодовщиков не пустили, и тогда лидер АКМ Удальцов с двумя товарищами в отчаянии присел на ступеньки Совфеда. Недолго думая, милиция забрала «бунтовщиков» в ОВД «Тверское». Еще троих голодающих комсомольцев, расположившихся на коврике неподалеку, госпитализировали – в тяжелом состоянии. Поддержать молодежь пришли и старшие товарищи, захватив красные флаги и плакаты: «Не променяем закон на 30 сребреников». Всего протестантов набралось около сотни. К 10 часам к месту «волнений» подъехал ОМОН, но со стариками драться не стал, убедительно попросив их покинуть пределы зоны оцепления.
Однако один митинг у входа в здание Совфеда провести все-таки разрешили. Такой чести удостоились сторонники принятия закона о льготах. Их транспаранты гласили: «Нет провокациям Зюганова и Рогозина». Но эта акция была окружена завесой секретности и, очевидно, рассчитывалась только на сенаторов.
Тем временем голосование внутри Совфеда было в самом разгаре. Докладывать по поводу закона о монетизации льгот поручили семи сенаторам. Таким образом члены верхней платы лишний раз подчеркнули, что сознают всю важность возложенной на них миссии, ради которой им даже пришлось поработать в воскресенье. Практически сразу стало ясно: настроение в Совете Федерации за последний месяц кардинально изменилось. Недавние ярые противники законопроекта призывали коллег принять «революционный» документ. Начиная с безжалостной критики закона, в итоге почти все выступавшие заканчивали беспомощным: «...и все же я поддержу закон».
Из 136 поправок, предложенных сенаторами, приняли 75 и частично учли 6, делились своими успехами докладчики. Председатель комитета по бюджету Евгений Бушмин с гордостью рассказал коллегам, что верхней палате удалось отвоевать коэффициенты для северян, режим особой экономической зоны для Калининградской области, денежную компенсацию сумм земельного налога и налога на имущество для отставных военных, а также «чернобыльские» льготы. Не тронули депутаты и основные, с точки зрения сенаторов, льготы: лекарственное обеспечение, право на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в пригородном транспорте и к месту лечения. О том, что льготники в основном добиваются льгот по ЖКХ и бесплатному внутригородскому проезду, члены верхней палаты, видимо, не догадывались.
Не повезло и детям-инвалидам. Изначально представители регионов предлагали увеличить им дотацию до 1,3 тыс. руб. Но потом вняли доводам правительства: ведь, достигнув 18 лет, инвалиды II группы, переставшие быть детьми, станут получать всего по 1 тыс. руб., что несправедливо. Поднять же всем «второгруппникам» компенсацию до 1,3 тыс. бюджетные возможности не позволяют. Впрочем, кое-что для инвалидов все же сделали: по словам председателя комитета по социальной политике Валентины Петренко, теперь введено понятие «степень инвалидности». Так что даже инвалиды I группы, которым раньше запрещено было трудиться, смогут зарабатывать себе на жизнь.
Представитель Магаданской области Владимир Кулаков «одним из главных достоинств закона» назвал его «финансовую обеспеченность». Хотя множество экспертов и депутатов Госдумы не раз уже говорили: откуда взять деньги на выплаты даже назначенных законом мизерных компенсаций – до сих пор непонятно.
Несмотря на явное единодушие большинства собравшихся, в здании на Большой Дмитровке присутствовали и оппоненты закона. Сенатор от Ставропольского края Анатолий Коробейников уверен: «правительство показывает всему миру, как не надо делать». «Что льготы, что компенсации – это кошкины слезы», – признал он. Поддержал коллегу представитель Корякского автономного округа Александр Суворов. «Закон вреден, и его принимать нельзя», – категорично заявил сенатор. И предложил спикеру верхней палаты Сергею Миронову опубликовать в прессе поименный список голосования: люди должны знать, кто высказался за закон, а кто – против. Миронов предложение Суворова проигнорировал. И немудрено: не поддержали закон только 5 членов Совфеда.