Сегодня добраться из Сочи на курорты Абхазии можно тремя способами: по железной дороге, автомобилем или морем. Что касается последнего маршрута, то, как и 10 лет назад, для этого существуют теплоходы «Михаил Светлов» и «Комета», которые следуют по маршрутам Сочи–Поти и Сочи–Батуми с заходом в Новый Афон. Билет до конечного пункта стоит около 1600 рублей. Отправляются суда в рейсы по понедельникам, средам и пятницам.
Кроме того, из Сочи до Абхазии ходят и частные катера. Об этом знают не только местные жители, но и многие гости. Но в связи с последними угрозами президента Грузии Михаила Саакашвили руководство порта старается этот факт не афишировать. В диспетчерской порта корреспонденту «НГ» заявили, что перевозкой занимаются лишь туристические фирмы, которые на арендованных суднах возят на экскурсии отдыхающих.
Лучше всего добираться до Абхазии давним и проверенным способом – на маршрутном такси. С Сочинского железнодорожного вокзала «маршрутками» № 123 и 125 до Псоу (билет стоит всего 22 рубля, а с Адлерского вокзала – 7 рублей), а оттуда после перехода границы (таможни и пограничного контроля) вас радушно встретят абхазцы и за 80–100 рублей на такой же «маршрутке» довезут до города Сухуми.
Что касается железной дороги, то вчера впервые за последнее время с российской стороны не было электрички на Абхазию. В кассах железнодорожного вокзала Адлера пассажирам не могли объяснить истинной причины, отвечая коротко: «Завтра будет видно».
Железнодорожное сообщение между Россией и Абхазией было прервано еще во время грузино-абхазского конфликта в 1992 году. До этого туда ежедневно ходило до шести пассажирских поездов, в том числе и фирменный Москва–Сухуми. И лишь в декабре 2002 года удалось восстановить связь по стальной магистрали. Тогда была пущена электричка Адлер–Сухуми (Адлер находится в 20 км от Сочи), которая преодолевала расстояние немногим более 100 км за 6 часов. Билет стоил всего 30 рублей, потому спрос на данный вид транспорта всегда был высоким.
Тогда пуск электрички обрадовал не только простых жителей Абхазии, которые теперь до границы могли спокойно перевозить грузы (вывозили мешками – цитрусовые, обратно продукты первой необходимости – муку, соль, масло, сахар и в небольших баллонах газ), но и тех, кто направлялся на отдых в сопредельную республику, тем более что расписание очень удобно: 13.08.
Как сказали корреспонденту «НГ» в управлении Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД), отвечает за «абхазскую» электричку Сочинская транспортная компания (СТК), которая арендует у СКЖД электропоезд. В остальном же эта коммерческая фирма согласует свои действия с правительством Абхазии.
Кстати, восстановление железнодорожного сообщения между Адлером и Сухуми вызвало недовольство властей Грузии, но и российская сторона – МПС РФ – всегда подчеркивала, что не имеет отношения к электричке от российской станции Адлер до абхазской станции Сухуми и обратно, так как движение это организовала негосударственная, коммерческая структура.
Самолеты до Абхазии из Сочи никогда не летали – ввиду небольшого расстояния. Обычно все пассажиры долетали до Адлера, а оттуда направлялись на курорты Абхазии. Именно так оказались в Абхазии большинство из тех 50 тысяч российских туристов, что решили отдохнуть в этой республике нынешним летом.
Ростов-на-Дону