На днях правительство Москвы возмутилось одной из принятых Думой поправок так называемого льготного пакета законопроектов: там оказалась норма, запрещающая регионам оказывать экономическую помощь соотечественникам за рубежом. Между тем, по словам главы департамента международных связей Георгия Мурадова, только Москва выделяет на эти цели сумму, вполне сопоставимую с затратами федерального бюджета: в этом году – 158 млн. руб., в следующем планировали уже 180. Если же сравнить общие расходы регионов на поддержку соотечественников, то они раза в три больше 252 млн., выделенных на эти цели из федерального бюджета. Поправки означают свертывание целого ряда программ, особенно на уровне приграничного сотрудничества.
Думу забросали письмами не только те регионы, для которых связь с соотечественниками является жизненно важной – в конце концов из 5 млн. адыгов только 300 тыс. проживают непосредственно в Республике Адыгея. Даже глава МИДа Сергей Лавров позволил себе направить в адрес спикера Госдумы письмо с просьбой принять во внимание тот факт, что регионы «существенным образом дополняют усилия федеральных органов власти по развитию связей и защите прав соотечественников за рубежом», а принятие поправок «существенно ограничит или сведет на нет их возможности продолжать работу». При этом он напомнил, что приоритетность работы с соотечественниками за рубежом подтверждена президентом.
На фоне масштабного околопарламентского действа, развернувшегося на этой неделе вокруг монетизации льгот, мало кто обращал внимание на вошедший в пакет законопроекты с неудобоваримым названием «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Между тем и льготники, и соотечественники стали жертвами новой системы распределения полномочий между уровнями власти: международная деятельность становится исключительной прерогативой федерального Центра, а вот «социалка» в основательно урезанном виде спускается в регионы. Об интересах льготников в последнее время не радел только ленивый. Впрочем, за соотечественников тоже нашлось кому заступиться.
Граф Шереметев, глава международного совета соотечественников, образованного с личного одобрения главы государства, попытался выйти с этой проблемой прямо на президента. «Я не могу не высказать чувства глубокой озабоченности негативным влиянием этой ситуации на развитие столь значимого, но хрупкого процесса собирания и укрепления «Русского мира, – пишет он в письме Владимиру Путину, – кроме того, ограничение прав и возможностей работы со своими диаспорами властей национальных республик может болезненно отразиться на состоянии межнациональных отношений внутри страны».
В Думе все происходило следующим образом. Депутату от «единороссов» Константину Затулину, активно добивавшемуся отмены запрета, удалось настоять, чтобы соответствующие поправки включили в список рекомендованных к принятию. Однако в среду, по настоянию представителей правительства, их вынесли на отдельное голосование – исключительно для того, чтобы отклонить. При этом вице-премьер Александр Жуков отпустил жесткое замечание в адрес МИДа – мол, это ведомство вообще не имело права действовать через голову официальных представителей правительства. По словам Константина Затулина, «все прекрасно понимали, что совершается ошибка», но единственное, чего удалось добиться, – это обещания замминистра финансов Татьяны Голиковой, что где-нибудь осенью правительство внесет в Думу законопроект, в котором Центр делегирует регионам полномочия по поддержке соотечественников.
Впрочем, подобная «работа над ошибками» заведомо чревата недоразумениями. Во-первых, работа над бюджетами уже сейчас в самом разгаре и, следовательно, вряд ли удастся избежать замораживания целевых программ – таких, например, как столичная комплексная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003–2005 годы.