Вчера вице-премьер правительства Александр Жуков объявил о начале нового этапа административной реформы. «Теперь предстоит для каждого министерства, службы, агентства установить показатели деятельности и четко определить, на что их работа нацелена, – докладывал Жуков президенту Владимиру Путину. – Ведомства должны четко понимать, как они встраиваются в общие цели, которые пытается достигнуть правительство, а именно: улучшение жизни людей, увеличение ВВП, повышение безопасности страны». Первому этапу административной реформы дана самая положительная оценка. Глава государства остался особенно доволен тем, что инициировал изменения в Белом доме раньше положенного времени: «Если бы эта работа была начата только после инаугурации, мы бы, наверное, были только в начале пути». Жуков пошел еще дальше: «Роль министерств и ведомств существенно возросла: они стали намного более самостоятельными, функции прежних министерств теперь разделены между министерствами, службами и агентствами».
Вице-премьер, мягко говоря, слукавил. Фундаментальный принцип реформы – отделение правоустанавливающих функций от контрольно-надзорных – так и остался на бумаге. Службы и агентства по-прежнему подчиняются министерствам, что лишает реорганизацию всякого смысла. Зато вместо 59 ведомств появилось 82. В регионах административная реформа вылилась в слепое копирование схемы управления в Москве. Да еще была создана очередная комиссия по административной реформе. Результат все этой активности: система осталась прежней, лишь немного подновлен фасад, под которым не видно неразберихи, царившей все последние месяцы в министерствах и ведомствах. Такой косметический ремонт насквозь прогнившего здания вряд ли ускорит долгожданное удвоение ВВП и уж тем более никоим образом не изменит к лучшему жизнь простых людей, о чем ратуют президент и премьер. Впрочем, для реформаторов главное не содержание реформы, а правильный пиар. По нему и будут судить о результате.
Например, широкой общественности совсем не нужно знать, что за последнее время существенно улучшились условия существования не простых россиян, а простых российских чиновников. Главным и самым радикальным мероприятием последнего времени стало сохранение за последними всех прежних льгот при существенном повышении зарплаты. Реформаторы оправдываются: дескать, таким образом удастся обуздать коррупцию. Аргумент более чем спорный, зато на фоне отмены льгот у пенсионеров и инвалидов эта мера стала шагом в высшей степени циничным и безнравственным. Но президент решительно поставил точку в споре о том, сохранять или нет натуральное довольствие чиновникам, подписав на прошлой неделе Закон «О государственной гражданской службе РФ». Согласно этому документу, льготы полностью и на неопределенный срок сохраняются не только у государственных мужей, но и у их семей.
В России свыше полумиллиона только федеральных служащих, не говоря уже о региональных, число которых зашкаливает за миллион. По новому закону государственным мужам оставили привычный набор благ: медобслуживание в спецполиклиниках по высшему разряду (вместе с семьями), отдых в санаториях и на курортах, персональный автомобиль с водителем, бесплатные перелеты, телефонные переговоры (включая мобильную связь) и льготные пенсии. Сохраняются и районные коэффициенты зарплаты (которые в результате монетизации льгот пропадают у бюджетников).
Впрочем, одна натуральная льгота все-таки отменяется – чиновники лишаются служебного жилья. Но взамен госслужащих ждет не менее щедрый подарок от нанимателя – единоразовая субсидия на покупку жилья – во многих случаях выливающаяся в фактически бесплатное предоставление квартиры (100-процентное финансирование за выслугу лет). В ходе административной реформы власть позаботилась и о материальном положении госслужащих, увеличив им зарплату и прописав в новом законе огромное количество надбавок к окладам за должность и классный чин. В результате ежемесячное денежное поощрение высших государственных чиновников составляет теперь несколько тысяч долларов.
Противники сохранения льгот «тем, кто равнее других» неоднократно поднимали вопрос о противоречии закона о госслужбе самой концепции монетизации льгот. Самым последовательным и активным оппонентом чиновничьего пайка оказался элдэпээровец Алексей Митрофанов, который подготовил свои поправки в законопроект о замене льгот денежными компенсациями, рассматриваемый Думой. «Если забирать льготы, то у всех», – настаивал недавно Митрофанов в интервью «НГ».
Несколько сгладить сложившуюся ситуацию была призвана правительственная комиссия по административной реформе. Но ее представители обещают первые результаты никак не раньше 2006 года – суммы компенсаций надо не только рассчитать, но и успеть заложить в бюджет. Михаил Дмитриев, экс-замминистра экономического развития и торговли, один из главных разработчиков административной реформы в РФ, недавно говорил о том, что к 1 ноября в комиссию должны быть представлены нормативные акты по механизму выдачи субсидий госслужащим. Ответственными за их разработку назначены Минэкономразвития и торговли, Минфин, Минсоцздрав и Управделами президента. Уже известно, к примеру, что реформаторы предлагают компенсировать бесплатное медобслуживание и санаторный отдых равноценной страховкой. Была мысль сменить служебный транспорт на такси, но после недолгих калькуляций в комиссии быстро от нее отказались. Между тем, по подсчетам «НГ», даже при частичной монетизации чиновничьих льгот, если такая, конечно, состоится, суммы компенсаций будут исчисляться в сотнях, а для кого и в тысячах долларов ежемесячно.