На митинге в понедельник Зюганов еще не знал о ценном подарке Минюста.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Процесс искусственного раскола КПРФ на два автономных образования столь же искусственно приостановлен. Вчера Министерство юстиции объявило о сохранении статус-кво в руководстве Компартии: принято решение об отказе в регистрации изменений в учредительные документы ее клона. Напомним: оппоненты Геннадия Зюганова, собравшись на собственный съезд в начале июля, провозгласили лидером партии губернатора Ивановской области Владимира Тихонова и целый месяц настаивали на собственной легитимности.
Основной аргумент Минюста: «Отсутствие кворума на «альтернативном» съезде, которое мы документально установили, – пояснил «НГ» заместитель министра юстиции Евгений Сидоренко. – Полный пакет необходимых для регистрации документов вопреки проходившей кое-где информации нам подали только сторонники Тихонова. Противоположная сторона таких документов не подавала, но тем не менее предоставила некоторую информацию о проведенном мероприятии».
Оказывается, в Минюсте давно подозревали, что дело нечисто: «С самого начала, когда нам были поданы соответствующие документы, мы обратили внимание – если суммировать, сколько заявлено было теми и другими из присутствующих, то их количество на 100 человек превышало общее количество делегатов съезда. Это нас сразу насторожило, поэтому мы попросили прояснить ситуацию. И сторонники Зюганова нам дали подробные данные о тех, кто присутствовал на съезде, включая их личные объяснения. Мы посмотрели, сличили все фамилии – кто где был, и пришли к выводу, что на «альтернативном» съезде кворума не было».
Какое бы то ни было влияние Кремля на принятие соответствующего решения в Минюсте категорически отрицают. «Я лично ни от кого мнений в пользу той или иной стороны не слышал, – подчеркнул Евгений Сидоренко. – Я вообще стараюсь избегать подобных разговоров с кем бы то ни было, потому что мы ориентируемся прежде всего на закон, и каждое наше решение может быть обжаловано в суде. Поэтому для нас всегда важны формально-юридические моменты. Тем более что тут речь идет о документах, мы сами придумать такое не могли: 280 персональных заявлений от лиц, которые были на съезде в Измайлово».
Зато непосредственные участники драмы вокруг КПРФ склонны видеть в происходившем режиссуру Кремля. Правда, видят они ее по-разному. В легитимной – теперь уже без всяких оговорок – части КПРФ решение Минюста расценили как совершенно закономерное, а все происходившее до того – как провалившуюся спецоперацию отдельных кремлевских политтехнологов: «Произошло то, что внутри партии уже произошло, – прокомментировал ситуацию секретарь ЦК КПРФ по идеологии Олег Куликов. – Потому что внутри партии была собственная легитимность, и рано или поздно это все равно бы случилось. Ну, может быть, дольше боролись бы за юридическую легитимность. Там, на той стороне, в принципе ничего нет, и Минюст это подтвердил. Это была спецоперация некоторой части президентской администрации – думаю, что делалось это без санкции президента. И, конечно, хотелось бы, чтобы он разобрался с теми, кто занимался порчей имиджа КПРФ – политическими хулиганами, я бы сказал, и террористами. А партия теперь даже более едина и цельна, чем до этих событий. И, разумеется, КПРФ остается непримиримой оппозицией тому курсу, той ликвидации социального государства, которая сейчас остается в России».
Альтернативщики сделали свой вывод – Зюганов по-прежнему нужен Кремлю. Настолько, что не было никакой нужды формировать «пятую колонну» под крылом Геннадия Семигина: «Я категорически отвергаю термин «семигинцы», никакого отношения к Семигину мы не имеем, – заявил вчера «НГ» зампред «альтернативного» ЦК КПРФ Сергей Потапов. – На пленум и на съезд собирались коммунисты, которые хотели спасти партию, предостеречь ее от окончательного разрушения. Но затем, вы знаете, Геннадий Андреевич рванул к своим покровителям в Кремль, заручился их поддержкой. Возможно, Минюст действительно принял такое решение, но я пока еще в руках его не держал, поэтому комментировать его мне сложно. Сейчас могу только сказать, что ничего удивительного в этом нет. Это один из путей дальнейшего развития событий, как мы и предполагали. Зюганов – неоднократно битый, и это сейчас очень удобно для Кремля (он проигрывал всем – и немощному Ельцину, и более молодому Путину). Сохранить его – в интересах Кремля».
«Тихоновцы» взяли тайм-аут – до того момента, как получат официальное решение Минюста. Однако уже сейчас источники в «альтернативной» КПРФ не исключают, что получится чисто юридический спор. Во-первых, Минюст пока никак не отреагировал на решение предсъездовского пленума ЦК, который освободил Зюганова от обязанностей лидера партии. Во-вторых, можно сыграть на том факте, что сторонники Зюганова решения своего съезда в Минюсте и не пытались регистрировать.
Впрочем, углубившись в юридические формальности, коммунисты-альтернативщики рискуют окончательно потерять политическую инициативу. Между тем вчера Геннадий Зюганов объявил журналистам о том, что в результате только что достигнутой договоренности с лидером партии «Родина» Дмитрием Рогозиным думские фракции КПРФ и «Родина» с осени выступят единым оппозиционным фронтом. Союз полностью восстановленного в правах лидера КПРФ с «Родиной» (напомним, недавно поменявшей вождя в результате спецоперации, очень сильно напоминающей происходившее в КПРФ) – сам по себе факт многообещающий.
И – симптоматичный. Происходящее сильно напоминает реинкарнацию змей: плохая зимняя шкурка сброшена и партиями обретена первозданная политическая свежесть. То есть Зюганов теперь уже не висит на волоске – Кремль определился по процедурному вопросу. А Рогозин расстается с имиджем кремлевского выдвиженца, поскольку заключил союз с решительными противниками гадких «политтехнологов».
Не удалось очиститься лишь коммунистам-альтернативщикам. Однако, судя по всему, они не пропадут: слишком хорошее оружие приобрел Кремль в борьбе со строптивцами. Семигинцы переведены на запасной путь, подобно легендарному бронепоезду. Который еще выйдет из депо и покажет «кузькину мать» любой оппозиции. Важно, что об этом знают и Зюганов, и Рогозин. В конце концов уже завтра в Минюст может поступить небольшая бумажка, какой-нибудь завалявшийся в канцеляриях протокол, который мгновенно изменит расстановку сил, восстановив в правах лидера губернатора Тихонова.