Отставные адмиралы уговаривают омоновцев не трогать митингующих ветеранов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчерашний антильготный митинг на площади Революции сильно удивил общественность составом лидеров, хотя и начался весьма традиционно. Из громкоговорителей опять разносилось многоголосое «нет» закону об отмене социальных льгот. На площади Революции с девяти утра митинговали сторонники левых сил и дружественных им ветеранских организаций. Митинг получился не очень многолюдный – по глазомерным оценкам, пришли порядка 600 человек, но зато самый боевой из всех, что собирались по этому поводу в последние дни, можно сказать – антикремлевский. Скандировать «Путин, уходи!» и «Правительство – в отставку, «Медведей» – в берлогу!» левые манифестанты начали, едва ведущий объявил митинг открытым.
Уже по наглядной агитации, принесенной на площадь, было понятно, что говорить здесь будут, не стесняясь в выражениях и невзирая на лица. Самый безобидный из транспарантов, замеченных обозревателем «НГ», гласил: «Не променяем льготы на 30 сребреников!» Остальная агитпродукция содержала малоприятные апелляции к личности главы государства, а также к его правительству и его же партии «Единая Россия». Депутат Госдумы Николай Харитонов рассказал, как правительство покупает голоса депутатов, чтобы провести через Думу антинародный закон о замене льгот деньгами. По сообщению Харитонова, в пятницу депутатам-одномандатникам сказали, чтобы они составляли заявки на дополнительные бюджетные инвестиции для своих округов, и если они проголосуют «за», то получат «от 20 до 100 миллионов рублей» на нужды своих избирателей. «Это бюджетный подкуп», – сказал выступавший и выразил уверенность, что инициаторов закона о монетизации льгот «рано или поздно будут судить».
Другие ораторы высказывались не менее определенно. «Только оккупационный режим, для которого этот народ является чужим народом, способен на такое», – отмечал один из руководителей московских коммунистов Владимир Гусев. «Это не монетизация, это отмена льгот, – утверждал депутат Госдумы Олег Смолин. – Выплату компенсаций сбрасывают на регионы, а те явно не смогут их выплачивать». Подошедший к микрофону следом за Смолиным лидер КПРФ Геннадий Зюганов констатировал: «Государство сегодня выполняет роль рэкетира, роль настоящего бандита и грабителя... Золотовалютные запасы – почти 90 миллиардов долларов, резервный фонд – почти 300 миллиардов рублей, цена нефти на мировом рынке – баснословная, и в этих условиях власть ликвидирует последние социальные гарантии!»
«Нужно ли нам такое правительство?» – спросил собравшихся ведущий. «Не нужно!» – единогласно постановил митинг. Потом очередь дошла до Федерального собрания, которое тоже было признано ненужным.
Вот что, однако, интересно. Коммунистические лидеры вели себя так, словно только вчера родились на свет Божий и тут же возглавили крупнейшее антиправительственное мероприятие. Словно и не было в биографии Николая Харитонова весьма плодотворного участия в недавней президентской избирательной кампании аккурат в тот момент, когда сами выборы находились под большим вопросом – по причине угрозы бойкота со стороны правых партий. У Зюганова, очевидно, тоже случился небольшой приступ амнезии, заставивший его очень кстати выбросить из памяти широко разрекламированный им же самим поход к Владимиру Путину, случившийся пару недель назад, сразу же после скандала с «отщепенцами»-семигинцами, продублировавшими съезд и пленум КПРФ. Путин принял тогда партийца весьма благожелательно и даже обнадежил. То есть президент, судя по всему, теперь вправе и обидеться на Зюганова. Очевидно, лидер КПРФ предчувствовал президентский гнев и долго боролся с собой, прежде чем появиться на митинге: даже взял поначалу отпуск аккурат на эти дни, однако в последнюю минуту передумал. Видимо, чтобы окончательно не потерять связь с народными массами.
Когда основные слова на митинге были сказаны, из-за спины каменного Карла Маркса выдвинулась группа молодых людей в черных майках и с красными косынками, натянутыми на лицо на манер противоинфекционных повязок. Это подошли бойцы из «Авангарда красной молодежи» (АКМ) – второй по буйности (после лимоновцев) леворадикальной организации. Цепь ОМОНа, отгораживавшая площадь от Охотного Ряда, сразу же напряглась, предчувствуя неминуемую стычку. «Красные авангардисты», оттерев ветеранов, вышли на передовую позицию и начали забрасывать Охотный Ряд подожженными петардами. Искристые пиротехнические снаряды иногда пролетали низко над омоновцами, так что тем приходилось пригибаться. После огневой подготовки ребята в красных косынках решили, что пора прорывать милицейский кордон, и дружно налегли на разделявшую их железную решетку. Но ОМОН имел многократное превосходство в живой силе (вообще милиции вокруг площади было едва ли не больше, чем митингующих), и дело кончилось тем, что лидера АКМ Сергея Удальцова схватили под руки и повезли в участок. Его товарищи, подождав, когда митинг рассосется, стали не спеша расставлять на площади палатку. «Мы начинаем голодовку», – объявили они насторожившимся милиционерам. Вторую палатку по соседству поставили молодые люди из Союза коммунистической молодежи, тоже решившие голодать в знак протеста против отмены льгот.