Ирина Хакамада, председатель оргкомитета партии «Свободная Россия»
═
Рейтинг во многом зависит от частоты упоминаний политика в СМИ. Кудрин взял на себя много публичных функций и комментирует то, что раньше комментировал бы премьер-министр или какой-либо другой член правительства. Фрадков, поскольку он технократический премьер, старается держаться в тени. А у Грефа не очень хорошие отношения как с Кудриным, так и с Фрадковым, поэтому публично общается с населением все больше Кудрин. Соответственно – он и выскочил на вторую позицию в рейтинге «НГ». Реально Кудрин не столь влиятельная фигура, и в этом смысле рейтинг не совсем корректен.
═
Владимир Жириновский, лидер ЛДПР
═
Кудрин давно мечтал стать председателем правительства. Иногда в его высказываниях мелькают нотки надежды и на президентское кресло. Это объясняет его стремление всячески «лечь» под Кремль, угодить высшему руководству страны. И, как мы убедились, усилия Кудрина не пропали зря: из-за Кремлевской стены его «выпихивают» повыше, накачивают ему рейтинг. Но все эти вторые строчки в списках – искусственная накачка, не более того. На самом деле господин Кудрин – слабый и трусливый министр, совершенно не тянет в Минфине, не справляется со своими задачами.
═
Сергей Марков, директор Института политических исследований
═
Мне кажется, что главная причина – уменьшение числа ярких, самостоятельных политиков на ключевых для государства позициях. «Наверху» мы видим не политиков-лидеров, а исполнителей-чиновников. Их влияние основывается не на том, что они имеют собственную программу, собственную политическую базу, а на том, что президент доверил им какую-то важную функцию. В результате самые влиятельные по формальному статусу фигуры – такие, как премьер-министр, спикеры нижней и верхней палат парламента – не являются публичными политиками. Общественность не может судить о том, кто влиятельнее – Грызлов или Миронов. Разница в их политическом весе, может быть, проявляется на закрытых внутренних совещаниях, но откуда нам об этом знать? Для широкой общественности это абсолютно одинаковые, одной весовой категории люди. Трудно сказать, почему эксперты выделили главу Минфина. Имея перед глазами такой выбор, эксперты пытаются найти в действующих политиках хоть какую-то качественную определенность. Это, на мой взгляд, не так уж важно. Важнее понять, что ситуация, когда рядом с президентом много исполнителей, но мало лидеров, потенциально опасна и для политической системы, и для самого президента. Иногда главе государства бывает необходимо мобилизовать политические ресурсы своих соратников, но если у них этих ресурсов нет, то и мобилизовывать нечего. В трудную минуту исполнители мало чем могут помочь президенту, поскольку сами обязаны ему своей политической влиятельностью.
═
Геннадий Гудков, депутат Госдумы
═
Кудрин сегодня, пожалуй, в наибольшей степени влияет на позицию президента по экономическим вопросам. У меня такое впечатление, что президент иногда даже слишком явно подпадает под магию бухгалтерских расчетов, которые самозабвенно озвучивает наш министр финансов. Я думаю, что влияние – результат доверия, зачастую даже слепого доверия президента Кудрину. Мне кажется, это не очень хорошо. При нашей системе власти, когда огромные полномочия концентрируются в руках одного человека, фаворитизм среди чиновников опасен. Принцип равноудаленности должен распространяться не только на бизнесменов, но и на министров, на ближайших помощников президента. Тогда у главы государства будет более объективный взгляд на вещи, более объективная реакция.