Вешняков не допустит вмешательства местных властей в избирательный процесс.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В пятницу ЦИК подтвердил, что избирком Чечни, лишивший бизнесмена Малика Сайдуллаева возможности составить конкуренцию кремлевскому кандидату Алу Алханову на выборах президента республики, имел на это санкцию сверху. Беседуя с журналистами после заседания Центризбиркома, Александр Вешняков назвал действия своих грозненских коллег «вполне обоснованными», их подход «серьезным», а позицию Сайдуллаева – «странноватой». При этом объявил, что скоро в республике будет сформировано 430 избиркомов, авансом похвалив их сотрудников: «Председатели комиссий Чеченской Республики готовы и морально, и профессионально исполнять свои обязанности, строго следуя требованиям закона, – так они подходили и к вопросу регистрации кандидатов».
А вот Малика Сайдуллаева председатель ЦИКа не одобряет. Теперь уже экс-кандидату инкриминируется «неряшливость в сдаче документов – сведений об имуществе и доходах», а также затягивание с внесением залога. «Возникает вопрос – насколько серьезно относится к этому сам кандидат?» – негодовал Вешняков. (Напомним, чеченский бизнесмен был отстранен от выборов под предлогом того, что местом его рождения в паспорте указана Чечня, в то время как тогда республика официально называлась Чечено-Ингушской.) Чуть позже глава Центризбиркома успокоил присутствующих – «попытки вмешательства ряда должностных лиц местного самоуправления в избирательный процесс» исправлены. И обнадежил: «Подрывания работы мы не потерпим».
Работа чеченского избиркома явно не вызывает нареканий, чего нельзя сказать о Москве, которая возглавила список отстающих. Обсуждая грядущую проверку профессионализма кадров (с неуспевающими «будем расставаться – они дискредитируют избирательную систему»), Вешняков, как вскоре выяснилось, имел в виду Мосгоризбирком. Когда на трибуну вышел секретарь МГИ, глава ЦИКа отчитал его, как мальчишку, назвав все попытки объяснить огрехи при проведении президентской кампании в столице «надуманными теориями, свидетельствующими о непонимании многих вопросов». «МГИ, не разобравшись до конца, втянул суд и теперь предъявляет претензии ЦИКу», – возмущался Вешняков. Позже он заметил журналистам: «Этот случай не принципиален для общих результатов выборов, но по некачественности и неряшливости – хороший урок, как нельзя работать избиркомам».
Не стал скрывать Вешняков и позицию своего ведомства по самарским выборам. Он фактически подтвердил желание Центра подстраховаться и сделать перенос даты голосования юридически безупречным: «Мы не ставим под сомнение суть принятого ими решения, но говорим, что по срокам оно в некоторых позициях незаконно, с чем согласился и Верховный суд». Конечно, в сентябре выборы не состоятся, но затягивать с этим делом не будут – окончательное решение Фемида примет на этой неделе. По словам главы ЦИКа, выборы скорее всего состоятся в октябре–ноябре. «Если кто-то задумал технологию неожиданных выборов, его замыслы сорваны», – подчеркнул Вешняков принципиальность своего ведомства.
Попутно председатель Центризбиркома развеял слухи об отмене графы «против всех». Он назвал этот пункт бюллетеня «индикатором, полезным для власти» – если кандидат «против всех» набрал очки, это свидетельствует об аномалии на местах. «Графа не мешает избирателю, но дает больше вариантов голосования, – стоял на своем Вешняков. – Я не вижу ни особого смысла, ни серьезных оснований для ее удаления: будет меньше демократии и свободы выбора».