0
984
Газета Политика Интернет-версия

22.07.2004 00:00:00

Задние тоже хочут

Леонид Радзиховский

Об авторе: Леонид Александрович Радзиховский - публицист.

Тэги: ходорковский, рента, рэкет, государство


Делу Ходорковского, как известно, предшествовала солидная пиар-подготовка. Все началось с требования, чтобы «природную ренту» присваивали не частные нефтяные компании, но все общество (вариант – нефтяники должны делиться сверхприбылями). Легко понять общий восторг в ответ на такое предложение: кто же не чувствует себя «природным рантье»!

Дальше – больше. Стоило чуть-чуть сдвинуть крышку, как из котла народного гнева рванулся обжигающий пар – «миллиардер должен сидеть в тюрьме!». Ну а наибольшее количество «доказательств вины» собрал против себя, понятно, Ходорковский: согласно «Форбсу», примерно 15,2 млрд. «доказательств».

Однако после ареста Ходорковского, когда собственная политическая цель Кремля была достигнута, власть оказалась перед небольшой дилеммой. Первый вариант: навалиться на крышку, задвинуть ее обратно, разогнать пар и продолжать строить российский сырьевой капитализм. Второй вариант: начать «по просьбе трудящихся» новое «раскулачивание», второй «великий перелом» хребта русского капитализма (= хребта России). Есть, понятно, и третья возможность – как всегда, ничего не делать, то есть пытаться ползти во все четыре стороны сразу, но с немножко сломанным хребтом...

Разумеется, ни о каком «великом переломе» власть чекистов-капиталистов и в страшном сне не мечтает. Формула соглашения, которая вполне устраивает бизнес, очевидна: выучи «урок Ходорковского», не лезь в политику, уплати (ну, хотя бы... налоги) – и работай спокойно. Но на сей раз – действительно спокойно. Устраивает эта формула и власть – но вот «железно» обозначить эту формулу вслух, вообще предпринимать какие-то четкие шаги в защиту крупного капитала власть тоже не рвется. То есть на практике бюрократия избрала для себя самый комфортный путь – средний между первым и третьим.

В результате общественное сознание в значительной степени дезавуировано. Образовалось слишком большое пространство свободы, каждый волен видеть ситуацию так, как ему удобно. Крупный бизнес убежден, что, отойдя на заранее подготовленные патриотично-аполитичные позиции, он пребывает в безопасности. Поэтому бизнес-жизнь и продолжается. Широкие массы опять впали в зимнюю спячку. Но некая малая и активная часть этих масс все еще тешит себя иллюзиями на тему о том, что борьба с «экс-олигархами» хоть и временно ослаблена, но скоро возобновится.

И предприимчивые представители «гражданского общества» спешат занять свое теплое местечко в этой борьбе.

Один из последних примеров такого рода – малопонятная возня вокруг Вексельберга. Как известно, некие до тех пор неизвестные «кредиторы-вкладчики» почившего в бозе Первого городского банка обвинили владельца «Реновы» и «СУАЛа» в том, что он купил яйца Фаберже... на деньги, похищенные у вкладчиков того самого банка. Это смелое предположение скорее постулируется, нежели доказывается (якобы один банк, где Вексельберг миноритарный акционер, получил активы Первого городского банка, а затем именно на эти деньги – очевидно, меченые? – и были куплены злосчастные яйца).

При всей анекдотичности этой истории она очень показательна.

Логика подобных «кредиторов-рэкетиров» – логика членов экипажа «Антилопы-гну», которые рассчитывали промчаться впереди государственного автопробега, снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного мероприятия.

В самом деле, если надеяться, что власть скоро начнет охоту на капитал, – то отчего же частным энтузиастам не побраконьерствовать до начала официального «отстрела»? Прямо по «списку Форбса» выбирай любого, но не похищай у него ребенка, что хлопотно и опасно, а занимайся публичным рэкетом «социально чуждых элементов»... уверенный в своей безнаказанности!

Причем на сей раз эксперимент получился «чистым» и потому принципиально важным. Дело в том, что уж Вексельберг-то точно: не был, не состоял, не привлекался, его очевидный «пятый пункт» смертным грехом по нынешним расслабленным временам не считается, а других грехов у него нет – политически сверхлоялен и даже в уклонении от налогов вроде не обвинялся. Значит, единственная вина только в том, что он сам против себя собрал 5,9 млрд. «доказательств» (если верить СМИ). Так что если бы уж этот «образцовый олигарх» погорел по явно придуманному поводу, то это бы точно доказывало – крупным капиталистам в России не жить. И крупным капиталам тоже...

Поскольку власть это ясно понимает, она не только не стала поощрять инициативу «народных мстителей», но и фактически защитила «правильного миллиардера» (МВД заявило, что обысков в «Ренове» не было). Таким образом, данный скандал, видимо, сам собой затухнет, «рэкетирскую ренту» снять с этого магната не удастся.

Но до тех пор, пока власть не решится ясно объяснить, что она всегда твердо защитит аполитичный крупный капитал, нет никаких гарантий, что завтра подобный же «скверный анекдот» не случится со следующим миллиардером. Ведь «задние тоже хочут» и напирают...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
957
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
990
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
438
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
624

Другие новости