Вместо того чтобы уйти на заслуженные каникулы, сенаторы вчера единогласно решили продлить себе весеннюю сессию до 8 августа, продолжив рассматривать пакет экономических документов. Но основной темой пленарного заседания (оно вопреки заведенному правилу состоялось не в среду, а в четверг) стали «предложения Совета Федерации» к нашумевшему проекту федерального закона о монетизации льгот.
Выступая по этому вопросу, вице-спикер верхней палаты Светлана Орлова сразу оговорилась – речь идет именно о «концептуальных» предложениях, а не о поправках к закону. Последних, как уже писала «НГ», только у комитета СФ по социальной политике насчитывалось более 200, у других комитетов и комиссий, думается, не на много меньше. Предложений же набралось всего восемь. Естественно, интересы всех льготников в сей краткий труд уместиться не могли. Поэтому накануне пленарного заседания рабочая группа до 4 утра решала – кому помочь? Ночные бдения успехом не увенчались – логики в рассуждениях сенаторов было немного.
В счастливчики, достойные материальной господдержки, попали: реабилитированные лица; граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий; «чернобыльцы»; пострадавшие от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и аварии на производственном объединении «Маяк», а также труженики тыла. Кроме того, парламентарии предлагают увеличить ежемесячное пособие детям-инвалидам, сохранить единые коэффициенты для «лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и обеспечить (опять же за счет федеральных средств) «меры по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и лечению туберкулеза». Также члены верхней палаты ратуют за сохранение режима особой экономической зоны для Калининградской области и настаивают на компенсации земельного налога и налога на имущество для отставных военных.
Вот, собственно, и все. Почему из списка достойных выпали, например, «диабетики», онкобольные и герои Великой Отечественной войны – непонятно. А ведь всего неделю назад Сергей Миронов, общаясь с прессой, клялся в готовности поддержать в первую очередь именно эти категории льготников. Впрочем, вчера он опять заверил журналистов, что будет настаивать на включении в список людей, нуждающихся в дополнительной материальной помощи, больных диабетом и раком.
Еще одной актуальной темой для сенаторов стал, как ни странно, банковский кризис. Накануне в авральном порядке Госдума приняла два закона. В одном из них говорится, что вкладчикам обанкротившихся банков сбережения будет возвращать Банк России. (Правда, больше 100 тыс. руб. с государства получить не удастся.) В другом – ЦБ получает право ограничивать ставки по депозитам, чтобы банки, находящиеся на грани банкротства, не завлекали доверчивых клиентов в свои сети обещаниями огромных процентов годовых. Как признал докладчик, председатель комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев, второй законопроект является не слишком «рыночным», но зато временным. Необходимость в обоих документах, по его словам, отпадет, как только в стране начнет действовать система обязательного страхования вкладов. А до тех пор абсолютное большинство сенаторов позволили законам вступить в силу. Даже дискутировать со специально приглашенным для этих целей председателем Центробанка Сергеем Игнатьевым никто не стал. Немного пообщавшись с членами комитета по финансовым рынкам, с которыми он, думается, и так встречается регулярно, председатель ЦБ откланялся.