Михаил Гришанков готов обрушиться на коррупцию всей мощью закона.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Стратегическими планами думской комиссии по противодействию коррупции поделился вчера с журналистами ее председатель Михаил Гришанков. Представители СМИ, ожидавшие услышать в списке достижений конкретные примеры разоблачений, казались несколько разочарованными. Выяснилось, что комиссия занимается лишь усовершенствованием законодательства, а расследование конкретных случаев коррупции отдано на откуп правоохранительным органам.
Пользуясь случаем, корреспондент «НГ» поинтересовался у компетентной комиссии – куда девались «оборотни в погонах», о которых в последнее время ничего не слышно? Не есть ли это обнадеживающее обстоятельство как раз свидетельством успешной работы думцев? Парламентарий от чужих лавров открестился, переложив ответственность за успехи в наведении порядка на силовиков: «Мы не можем подменять собой работу правоохранительных органов. Это задача МВД и Генпрокуратуры, вопрос ответственности правоохранительных органов и государства». «Но когда появляются соответствующие обращения, – скромно заметил депутат, – мы их не оставляем без внимания, все факты ставим под контроль, получаем информацию о расследовании».
Признавшись, что коррупция в милиции «страшнее взяток чиновников», Гришанков заметил – борьба с «оборотнями» не закончена: «Так говорить некорректно. Вот ваша газета регулярно публикует данные, что в том или другом регионе пресечены действия недобросовестных работников правоохранительных органов. Надо обращать внимание на сообщения о фактах коррупции в прессе».
Одной из сильных сторон работы комиссии Гришанков считает решение ее руководства заменить в названии слово «борьба» на «противодействие»: «Оно глубже и шире, да и функций гораздо больше». Затем депутат отчитался о проделанной на законодательном поприще работе. Оказывается, всего за 2,5 месяца удалось ускорить рассмотрение ряда законопроектов (например, о рекламе пива), обсудить корректировку думского регламента (введение антикоррупционной экспертизы) с главой парламента, а также подготовить ряд законодательных инициатив. Так, комиссия предлагает вернуть в УК норму о конфискации имущества осужденных за корыстные преступления (этот вопрос будет обсуждаться на думском круглом столе 30 сентября), возродить институт парламентских расследований и принять закон о лоббировании.
Среди других задач комиссии – поиск «коррупциогенных» норм и рассмотрение обращений граждан и предприятий. Всего за время работы поступило примерно сто запросов, во многих приводились «вопиющие факты о коррупции отдельных чиновников и правоохранительных органов». Встречаются попытки втянуть комиссию в споры хозяйствующих субъектов.
Что касается анализа законопроектов на «коррупциогенность», то возмущение главы парламентской комиссии вызывает наличие «невыполнимых норм», которые «призывают чиновников получать незаконное вознаграждение». «Например, в законе о рекламе была строчка: «реклама не должна создавать впечатление», – пояснил Гришанков. – Это дает право чиновнику решать, запретить или разрешить. Такая неопределенность толкования, отсылочные нормы способствуют коррупции». Беспокоит депутата и нехватка общественного контроля за действиями власти. В качестве механизма такого контроля Гришанков предложил свою комиссию.