Не слишком приятные новости открывают нынешнюю неделю для друга Владимира Путина канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера. Согласно опросу «Шпигеля», более 2/3 населения недовольно работой Шрёдера, а его социал-демократическую партию сегодня были бы готовы поддержать лишь 23% избирателей. Такого еще не было за всю историю СДПГ. После принятия законодательства в сфере труда, серьезно ухудшающего положение миллионов не имеющих работы людей, уже 48% безработных голосовали бы за оппозицию ХДС/ХСС, 19% – за ПДС и только 17% за партию канцлера. Все это подтверждает широкое недовольство курсом реформ.
Для обсуждения ситуации кабинет по возвращении Шрёдера из Москвы «укрылся» на уикенд в бранденбургском замке Харденберг. Предпринятое за день до этого свидание с Владимиром Путиным тоже входило во внутриполитическую калькуляцию канцлера. Понятно, что, например, надежное обеспечение растущих энергетических потребностей германской экономики, ставшее одним из главных достижений блиц-визита канцлера в Москву, является важнейшей предпосылкой ее вывода из кризиса и обеспечения конкурентоспособности в глобальном мире. Однако вместо похвал Шрёдер подвергся со стороны СМИ и определенных кругов (причем не только оппозиции) массированной критике за свое «поведение в Москве» и «несоблюдение баланса» между «немецкими интересами в газопроводах, надежности инвестиций и правами человека».
Журнал «Фокус» сообщает, что в интересах «гармонии саммита» впервые за время встреч Путин–Шрёдер прессе не было позволено задавать им вопросы, а «один немецкий чиновник специально предупреждал журналистов не нарушать запрет». По мнению же «Цайт», «канцлер слишком далеко высунулся из окна на Восток». Многие немецкие СМИ считают, что он выдал нечто вроде индульгенции своему другу в Кремле. При этом имеются в виду московские заявления Шрёдера об успехе реформ Путина, отсутствии претензий в связи с «делом ЮКОСа» и Ходорковского, а также упоминаний о Чечне, банковском кризисе и т.д. «Нет, – пишет еженедельник, – канцлер слишком глубоко воззрился в четверг в туннель будущего немецкой экономики и энергоснабжения и без большой нужды лишил тем самым достоверности немецкую внешнюю политику».
Такие пассажи имеют не только оппозиционное происхождение. Хорошо известно, что то, за что упрекают канцлера в отношениях с Москвой, нередко выносится на публику из недр германского МИДа, для главы которого Йошки Фишера проблемы прав человека являются одним из главных постулатов внешнего курса. В этой связи приводится заявление председателя Партии «зеленых» Райнхардта Бютикофера, который подчеркнул в диссонанс с канцлером, что «дело ЮКОСа» с самого начала является насмешкой над правопорядком».