В конфликт двух частей расколовшейся Компартии, похоже, решила вмешаться верховная власть. Вчера Геннадий Зюганов, не скрывая своего ликования, сообщил журналистам, что делегацию коммунистов во главе с лидером КПРФ принял президент страны. Таким образом, Зюганов считает, что отыграл важное очко у своего соперника, ивановского губернатора Владимира Тихонова, которому президент лишь позвонил. «Тихонов надеется на его одобрение», – снисходительно прокомментировал ситуацию на вчерашней пресс-конференции лидер КПРФ. И твердо добавил: «Ну а для меня есть закон и порядок». Тем не менее, судя по признаниям самого Зюганова, даже после его визита в Кремль будущее КПРФ яснее не стало.
По этому поводу противоречивые вести пришли из-за зубчатой стены. В управлении информации и пресс-службы президента «НГ» заявили, что не подтверждают факт встречи Владимира Путина и Геннадия Зюганова, а также каких-либо телефонных разговоров между ними. Тем не менее один из чиновников в кремлевской администрации в беседе с корреспондентом «НГ» не стал отрицать, что такая встреча все же была.
Сам Зюганов сообщает, что его встрече с Путиным предшествовал телефонный звонок. «Что случилось?» – мягко поинтересовался президент.
«Это вам спецслужбы должны были доложить», – обидчиво заметил лидер коммунистов. После чего все же огласил список последних провокаций против родной партии. В ответ Путин предложил встретиться: не по телефону же в самом деле разговаривать о таких важных вещах.
На президентском приеме «красные ходоки» представили главе государства более подробный список бесчинств. Начали с фальшивых автобусов, которые увезли делегатов от здания Госдумы неведомо куда – вместо пленума, а потом бросили пассажиров на Кольцевой автодороге. Вспомнили и сбои на Измайловской линии метро, что случились по дороге к съезду, и ложную тревогу по поводу «заминированного» подвала зала заседаний. Разумеется, в красках описали многочасовые бдения в потемках. Съезд при фонариках совершенно вывел из равновесия коммунистов. «Даже в деревне пьяный электрик за полчаса сделал бы все, а тут семь часов – не могли!» – негодовал на пресс-конференции аграрий Харитонов, очень кстати вспомнивший о своих политических корнях.
Решительно потребовав от президента расследовать ситуацию, зюгановцы обсудили с ним социальный пакет законопроектов, против которого они в ближайшем будущем собираются активно выступать. Причем намекнули, что не вялыми парламентскими методами, а самым что ни на есть прямым действием. «Вопросы решать в Думе невозможно, пока есть широкоблочное «Единство», которое у народа пытается отнять все завоевания за тысячу лет», – объяснил свою непримиримую позицию журналистам Зюганов. В конце беседы с президентом, по словам лидера Компартии, он «официально предупредил» главу государства: «Я вчера сказал Путину: те вещи, которые творятся, если это не ваши спецслужбы, разберитесь, кто этим занимается!» Реакция Путина на предупреждение осталась непроясненной.
Похоже, источник неприятностей, обрушившихся на КПРФ, не совсем ясен самим пострадавшим. Коммунисты путаются в объяснениях и не могут сформулировать единой точки зрения на случившуюся беду: то кивают на козни «семигинской сходки», то на происки спецслужб. Время от времени предъявляют обвинение и партии власти, которая, под шумок отменяя льготы, теперь вознамерилась лишить народ единственного защитника.
Еще одной причиной напастей, по мнению некоторых членов ЦК КПРФ, могут быть 160 уголовных дел по припискам на выборах, заведенных в прокуратуре. А секретарь Центрального комитета Валерий Рашкин вообще убежден, что Компартию преследуют за то, что она «подняла русский вопрос». Сам же Зюганов придерживается «государственной» версии, поскольку провокаторы вели себя «слишком цинично» и «этим не могли заниматься ребята, нанятые Семигиным», хотя в денежной мощи последнего, по словам Зюганова, никто не сомневается.
Но злой рок преследует не только зюгановцев. Вчера стало известно о взломе офиса тихоновской команды. Как утверждает первый зампред альтернативного ЦК КПРФ Сергей Потапов, неизвестные злоумышленники похитили некие важные документы.
Между тем сам факт встречи Путина с Зюгановым вовсе не свидетельствует о том, что чаша весов в споре двух конфликтующих сторон склонилась в пользу зюгановцев. В конце концов Путин удостоил разговора и Тихонова. Кремль, похоже, пускает в ход свое излюбленное оружие – систему сдержек и противовесов. Каждый из спорщиков может теперь надеяться на благосклонность верхов и добиваться новых аудиенций у главы государства. Однако к разрешению конфликта это не приблизит. Минюст, демонстрируя независимость, может затягивать решение данной проблемы до бесконечности. Расколотая КПРФ, где оба осколка не имеют достаточной легитимности – и не имеют шансов быстро ее обрести, – это именно то, что требуется Кремлю. Возможно, задача Семигина состояла как раз не в том, чтобы отобрать партию у Зюганова, а в том, чтобы ввергнуть ее в состояние перманентной юридической тяжбы. Если это так, то задача выполнена идеально.