В последнее время сформировались весьма своеобразные правила встреч официальных лиц с прессой и общественностью: обсуждается не то, что больше всего волнует. Моду, разумеется, определяет самое главное лицо. Вполне соответствует модному порядку вещей и то, что свою первую пресс-конференцию в Министерстве здравоохранения, проводившуюся как раз накануне обсуждения в Госдуме вопроса об отмене льгот, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов посвятил не этой жгучей теме, а сотрудничеству с США в борьбе против СПИДа, туберкулеза и онкологических заболеваний.
Болезни страшные – кто бы спорил. И сотрудничество – дело хорошее, тем более с такой богатой страной. К тому же симпатичный американский министр здравоохранения и социального развития господин Томми Томсон одновременно возглавляет Глобальный фонд, созданный ведущими мировыми державами для борьбы с этими заболеваниями. Фонд – это звучит заманчиво. В отличие от наших фондов, которые в основном средства собирают, западные как раз дают реальные деньги. Правда, потом они как-то таинственно рассасываются, но это уж вопрос из области мистики.
На этот раз на борьбу со СПИДом и туберкулезом обещано 34 млн. 600 тыс. долл. Конечно, спасибо за помощь, хотя практичные американцы и европейцы помогают не только по доброте душевной, но и исходя из собственных интересов. Россия представляет для них серьезную угрозу – теперь уже не военную, а инфекционную. Туберкулезные палочки, да не простые, а не поддающиеся никаким лекарствам, – вот что вместо ракет исходит нынче из нашей не огражденной железной стеной страны и отпавших от нее новорожденных государств. Как ни обидно признать, но от нас расползается зараза. Прагматичные американцы хотят способствовать ликвидации ее по месту жительства. И СПИД, который пришел к нам из дальних стран, обрел здесь питательную почву и распространяется со страшной скоростью.
Все правильно, все справедливо. И туберкулез, и СПИД, и онкология – очень трудное лечение, очень страшно. Но все-таки не каждый заболевает. А каким-нибудь ОРЗ, гриппом, поносом, прости Господи, каждый. А гинекология, а воспаление желчного пузыря, а аппендицит, а гипертония и сердечно-сосудистые болезни? Постигает не одно, так другое. И, если не лечиться, самая обычная простуда может перейти в воспаление легких, а банальный аппендицит, который не заметили вовремя, закончится перитонитом. Помрешь без всякого СПИДа. Что, собственно, и происходит. Ежегодно Россия теряет больше 2 млн. своих граждан (в 2002 г. умерли 2,3 млн.), из них около трети погибают от предотвратимых причин. Кто должен предотвращать эти причины? Тоже американцы?
Лекарства от СПИДа и онкологических заболеваний стоят очень дорого. Господин Томсон обещал содействовать в снижении цен на них. Не совсем, правда, понятно, как он будет это делать. Нельзя ведь обязать американские фармацевтические фирмы продавать свои препараты дешевле. Это не российский «социально ответственный» бизнес, который готов яйца Фаберже метать, лишь бы не посадили и не отняли все. Кстати, противотуберкулезные средства не так уж дороги. При туберкулезе главные расходы – на питание. Больных туберкулезом необходимо хорошо кормить. Был даже метод лечения только с помощью хорошего питания. На голодный желудок никакие лекарства не помогут. А американские гранты на питание больных не предусмотрены.
Но даже если действительно России, как это делается в отношении африканских и вообще слаборазвитых стран, будут предоставлять лекарства от СПИДа по удешевленному тарифу, то ведь это не распространится на препараты от обычных болезней, которые не переползают через границу. Сегодня на них еще пусть со скрипом, с мучениями, с бюрократическими издевательствами, но дают льготные рецепты, а завтра придется выкладывать полную стоимость. Вернее, не выкладывать, потому что нечего. Все журналисты, присутствовавшие на пресс-конференции, думали об одном и том же – о готовящейся реформе здравоохранения. А говорить пришлось лишь о СПИДе и туберкулезе, да о раке.
Министр Зурабов мало общается с прессой. Можно его понять. Ждать хорошего ему не приходится. И не обругал его только ленивый. Но вот что приходит в голову. Как-то забылось, что реформа здравоохранения разработана не сейчас. Она была предложена Министерством здравоохранения, когда министром был вовсе не Зурабов. Просто министерство поначалу от нее открещивалось, а сейчас призналось. И Зурабов ведь министром здравоохранения не самоназначился. Ему было вполне комфортно в Пенсионном фонде (кто не видел, полюбопытствуйте – все там роскошно, такие бы роскошные пенсии). И льготы отменяют не по его приказу. Это Госдума постановила силами партии «Единая Россия». Кто голосовал за эту партию, пусть теперь не жалуются.
Очень понравился наш министр здравоохранения и социального обеспечения своему американскому коллеге. Господина Томми Томсона особенно порадовало, что Михаил Юрьевич ведет популярный в США здоровый образ жизни. Совсем по русской поговорке: он не курит и не пьет. Его здоровый образ жизни охраняют охренительные охранники. Просто глаз не оторвешь. Один – вообще чистый Майкл Тайсон, разве что белый. Михаил Зурабов держит удар, вернее, множество ударов, которые сыплются со всех сторон. Просто какие-то четыреста ударов – был знаменитый французский фильм с таким названием, если кто знает. Министр начинает напоминать мальчика для битья. Но это ведь наша любимая сказка – злые бояре и ничего не ведающий добрый царь-батюшка.