Ох, поделят Россию! И никуда ей не деться. В этом сомневаться не приходится. Дележ уже начался. Но вот на какие куски поделят и сколько их, кусков, получится – в этом никакой уверенности нет.
Авторы многочисленных проектов реформы административно-территориального устройства Российской Федерации свободны и ничем не ограничены в своем творческом полете: хотите проект деления на 28 субъектов – пожалуйста; на 15 – милости просим; на 8 – «и их есть у меня». При этом, скажем, одна и та же Саратовская область по одному проекту входит в Средневолжский укрупненный субъект РФ (хотя всю жизнь относилась к Нижнему Поволжью), по другому – и в Средневолжский не попадает, а оказывается в Южно-Уральском (хотя с таким же успехом может считаться и среднедонской: что до Урала, что до Дона от Саратова одинаково ни далеко ни близко). А в иной концепции вообще выпадает из поля зрения реформаторов (наряду с Астраханской, Волгоградской и другими не менее достойными областями) – видимо, концепция еще совершенствуется.
Есть проекты простые: сложить и переименовать. Если сложить Тульскую область с Рязанской, то получится Приокская губерния. А если собрать вместе все республики Северного Кавказа и Ставропольский край в придачу, то выйдет Горская республика, единая и дружная.
Есть проекты революционные: разделить и раскидать. В одном из таких, например, предлагается разделить Якутию (она же Республика Саха) на три части. Один кусок отдать вновь образованному Таймырскому краю, другой – аналогичному Колымскому, третий – так и оставить Республикой Саха. Конечно, уж очень она большая, эта нынешняя Саха – величиной с треть всей Европы. Может быть, оно и разумно ее раздробить. Но дальше реформаторы предлагают весьма неожиданный ход: третья, южная, часть Якутии, сохранив название и статус республики, входит в Ленско-Байкальский округ с центром в Иркутске, а две северные части той же бывшей Якутии в составе Таймырского и Колымского краев окажутся в Северном округе с центром... в Санкт-Петербурге. От Питера до Колымы (да и Чукотка тоже оказывается в этом округе), между прочим, тысяч десять километров, не меньше. Вот уж повысится управляемость Колымы – на таком-то расстоянии! Зато титул Северной столицы будет для Питера подтвержден со всей северной щедростью – от Балтики до Берингова моря.
Но, может быть, о таком «дистанционном управлении» авторы этого проекта и не помышляли? Потому что больших принципиальных нововведений он вроде бы и не предлагает: округов в РФ должно быть 15 – вместо нынешних 7, но в составе этих округов остаются 75 республик, краев, областей и так далее – вместо нынешних 89. Зачем было огород городить – единственно ради расчленения большой и гордой Якутии? Нет, объясняют авторы, все продумано и обосновано. А огромный Северный округ – это в целях приоритетного развития северных регионов. Почему развивать их из Петербурга будет приоритетнее, чем из Москвы, – неясно.
Цель и средства обычно друг другу соответствуют, так что по выбранным средствам можно довольно определенно судить о поставленной цели. Поскольку у авторов разных проектов реформирования административно-территориального деления России столь явно отсутствует единство в выборе средств, можно сделать вывод: они и цели, и задачи этой реформы понимают очень по-разному. Хотя конечной целью, безусловно, полагается всеобщее процветание России и ее граждан.
Но если реформа затевается с целью помочь слабосильным регионам путем их слияния с мощными и развитыми – нужна одна схема. Если же цель – упростить и повысить надежность и эффективность всей структуры государственной власти, то схема, видимо, нужна другая. Если же предположить, что одна из главных целей реформы – радикальное, в несколько раз, сокращение всероссийского чиновничьего войска... Но это уже по разделу фантастики.
Есть ли ясная и долгосрочная стратегия региональной реформы у федерального Центра – трудно сказать, хотя эта реформа уже и началась. Объединение Пермского края и Коми-Пермяцкого автономного округа – в процессе реализации. Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский округ – в процессе обсуждения условий объединения (обсуждение, правда, не обходится без скандалов). Однако, как заявил недавно председатель комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Александр Казаков: «К сожалению, реформа началась на ощупь, поскольку никакого концептуального взгляда на проблему не было».
Вот и на прошедшей недавно в информационном агентстве «Росбалт» встрече специалистов, занимающихся этой темой, на круглом столе с симптоматичным названием: «Укрупнение регионов – уравнение с двумя неизвестными: N регионов через N лет?» единства мнений не было. Одни считают, что с реформой нельзя медлить, другие – что с реформой нельзя спешить.
Доктор экономических наук Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики, напомнила, что не худо было бы поинтересоваться мнением людей – жителей этих самых укрупняемых и разукрупняемых субъектов Российской Федерации. Она рассказала, что, часто бывая в регионах, обязательно задает местным жителям простой вопрос: «Как вам, воронежским, под липецкими будет?» Практически независимо от географической принадлежности «респондентов» (каково будет курганским под челябинскими, калужским под смоленскими и т.д.) отвечают они, с трудом укладываясь в рамки нормативной лексики.