Даже наступившая жара не помешала вчера сенаторам чутко внимать голосу своего предводителя – спикера Сергея Миронова. Ведь говорил он о том, что действительно волнует каждого члена верхней палаты, – об изменении порядка отзыва представителей регионов из Совета Федерации. Если предложения Миронова пройдут, региональные лидеры фактически лишатся контроля над своими представителями в Москве.
Парламентарии неоднократно жаловались на то, что нынешний закон позволяет местным властям досрочно отзывать своих представителей из верхней палаты без объяснения причин. Во многом именно поэтому заветной мечтой практически каждого сенатора является место аудитора Счетной палаты, которому гарантирована полная занятость и практически полная неприкосновенность в течение 6 лет с момента вступления в должность. Видимо, последней каплей, переполнившей чашу терпения совфедовской «верхушки», стал тот факт, что за последние три месяца региональные власти отозвали 15 парламентариев. Например, представитель Карачаево-Черкесской Республики Станислав Дерев успел поработать в парламенте чуть больше полугода, после чего был «уволен». Самое примечательное, что сам сенатор до последнего момента не подозревал о готовящейся отставке... И вот на радость коллегам спикер вкупе с четырьмя своими заместителями вынес на обсуждение законопроект, который должен сделать сенаторов столь же неуязвимыми, как депутаты.
«Мы предлагаем сделать возможным досрочный отзыв сенаторов только по тем основаниям, по которым возможен отзыв депутатов Госдумы», – объявил Миронов. Таких оснований немного: утрата российского гражданства, письменное заявление о сложении полномочий, назначение на иную государственную должность, вступление в силу приговора суда в отношении парламентария – и в сферу ведения местных властей они не входят. От «дамоклова меча», любезно подвешенного региональными лидерами, сенаторы, возможно, освободятся уже к окончанию нынешней сессии. Как поведал спикер, он предварительно договорился с председателем Госдумы Борисом Грызловым о том, что депутаты примут данный законопроект в первом чтении в самом начале августа. Кроме того, в документ войдут и две технические поправки. Первая предоставит местным законодательным собраниям право выбирать своего представителя на безальтернативной основе. Во второй прописано, что официально полномочия сенатора будут вступать в силу только после того, как соответствующее решение примет верхняя палата. Сейчас представитель региона считается трудоустроенным в Совфеде сразу после того, как выходит постановление делегирующего органа местной власти. Так что между теоретическим вступлением сенатора в должность и его фактическим появлением в здании на Большой Дмитровке проходит порой полтора-два месяца.
Несмотря на то что весенне-летнюю сессию в верхней палате продлили до 6 августа, отпускное настроение подействовало на многих парламентариев. Из-за этого вчера чуть было не сорвалось голосование по Закону «О референдуме...». Никто, разумеется, не сомневался, что он наберет положенные для одобрения конституционного закона три четверти голосов сенаторов. Каково же было всеобщее удивление, когда экран окрасился в красный цвет и на нем появилась надпись «отклонено». Выяснилось, что за документ высказались 133 члена Совфеда вместо необходимых 134. Естественно, спикер не мог допустить, чтобы выпестованный самим президентом закон так бесславно провалился в верхней палате. Тем паче что, по собственному признанию Миронова, для создания кворума при голосовании он специально вызвал шестерых сенаторов из Страсбурга, где они находились в командировке на сессии ПАСЕ. Посему, зычно крикнув в микрофон: «Уважаемые коллеги! Мы вас ждем в зале заседаний!» – спикер предложил проголосовать за документ повторно. После того как прогульщики вернулись в зал, парламентарии снова нажали на нужные кнопки. Закон был принят.