В понедельник Владимир Путин подписал указ «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры». Любопытно, что указ вышел менее чем через неделю после очередной церемонии, на которой в Кремле были вручены Госпремии в области литературы и искусства за 2003 год и, соответственно, через три-четыре дня после очередной порции критики в адрес как самой процедуры выдвижения, так и нынешних лауреатов. Как своего рода оперативный ответ: не нравится – получайте.
Из года в год Госпремии в области литературы и искусства критиковали. Во-первых, за отсутствие критериев; во-вторых, за келейность и даже закрытость выбора – список номинантов исправно публиковался накануне Нового года, список лауреатов обнародовали накануне церемонии награждения в первых числах июня. Причины, по которым одних предпочитали другим, искали в сложных переплетениях личных и групповых интересов членов профильных секций и президиума Комиссии по Госпремиям (и почти всегда находили).
В соответствии с новым указом отныне в России учреждается всего шесть Госпремий: три – в области литературы и искусства и три – по науке и технологиям. Для сравнения: 15 июня в Кремле Владимиру Путину пришлось иметь дело почти что с сотней новоиспеченных лауреатов: премий до сих пор было то ли 21, то ли 22 (с учетом одной, специальной, за произведения для детей и юношества), а выдвигать можно было творческие коллективы до 10 человек. Лауреатами новых премий должны быть отдельные лица, а если коллективы – то числом не более трех человек (к примеру, отдельно взятый фильм, а тем более здание почти наверняка исключаются). Что ж, на троих это очень по-русски. К тому же с 18 лауреатами иметь дело легче, чем с такой оравой, какая вваливалась в Кремль до сих пор. Да и церемония короче: рука не устанет награды раздавать и букеты┘
На прошлой неделе лауреаты получили по 300 тысяч, отныне размер Госпремии – 5 млн. рублей. По словам высокопоставленного чиновника администрации президента, который прокомментировал указ для Интерфакса, бюджетные ассигнования сохранятся примерно в прежнем размере: на выплату Госпремий за 2003 год из бюджета выделено 47 млн. 427 тыс. рублей, в следующем году потребуется около 45 млн. Даже небольшая экономия намечается!
До сих пор из рук президента в России можно было получить два вида премий – Государственные и президентские. Первые присуждались за конкретные роли и живописные циклы, вторые – «за жизнь в искусстве». Когда какому-то безусловному номинанту в комиссии не могли поставить в заслугу какие-то конкретные достижения последних лет, а наградить тем не менее хотелось, номинанта механически передвигали из одного списка в другой.
Шесть новых Госпремий будут вручать «за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры», т.е. за жизнь в искусстве. Так что новая Госпремия фактически повторяет бывшую президентскую.
А бывшая государственная уходит, получается, в прошлое. Следом за нею в небытие отправляется и Комиссия по Госпремиям, некоторые члены которой, кажется, сидели в ней с тех еще времен, когда премии назывались не Государственными, а Ленинскими. Отныне все предложения по соискателям будут готовить действующие при президенте советы по литературе и искусству, по науке и высоким технологиям. Кроме того, учреждается порядок независимой экспертизы, а правительству поручено в двухмесячный срок утвердить порядок и размеры оплаты труда лиц, привлекаемых для этой самой экспертизы.
Нельзя не заметить, что новая Госпремия очень напоминает «Триумф». И можно даже вообразить, что одной из целей нового указа является желание принизить и даже затмить эту награду, которая, несмотря на все «привходящие обстоятельства», то есть на связь «Триумфа» с именем и деньгами Бориса Березовского, остается наиболее авторитетной частной премией в России, отмечающей как раз те самые высшие достижения в литературе и искусстве (да и составы совета при президенте и жюри премии «Триумф» пересекались, и не раз).
Такое желание понять можно. Хотя тем самым государство и президент отказываются от наиважнейшей, быть может, конъюнктурной роли (или функции) государственной премии: в искусстве и литературе конкретных достижений все же больше, чем небожителей, и государственные интересы проявить в их выборе, разумеется, проще.
А по новым правилам совершенно исключается присуждение премии какому-нибудь талантливому маргиналу вроде Юрия Погребничко. Или художникам Кошлякову и Рогинскому, которые, впрочем, были обойдены Госпремией и в ее прежних «берегах».
Их мало, избранных┘ Непререкаемых авторитетов никогда не бывает слишком много. Велика вероятность повторов, то есть того, что в жизни новых лауреатов очередная Госпремия станет шестой, пятой и уж наверняка – третьей-четвертой. К их славе мало что можно добавить. Да и список претендентов можно составить уже сейчас.
Когда заходит речь о «жизни в искусстве», теряется и сама необходимость независимой экспертизы: даже те, кому не по душе и кажутся вдруг сомнительными с художественной точки зрения те или иные шаги последних лет Валентина Распутина, или, не дай бог, Владимира Спивакова, или Олега Табакова, или кого-то еще, разумеется, не поставят под сомнение выдающийся вклад каждого из них в отечественную культуру. Бог даст, экспертиза понадобится в вопросах науки и техники.
В сообщении Интерфакса как-то уж очень победно звучат слова о том, что новые Госпремии могут присуждаться посмертно, чего ранее не предусматривалось. Это даже смешно (прости и помилуй, господи!).
Предусматривалось или нет, но в числе последних лауреатов были Виктор Астафьев, Олег Ефремов и Евгений Колобов. А поскольку новый порядок настаивает на том, чтобы вклад был не только в отечественную, но и в мировую культуру, да еще и с учетом, так сказать, посмертности, то можно вообразить, в какие исторические глубины и хляби придется нырять членам соответствующих советов. Тут, конечно, без экспертизы не обойтись: достойных у нас, по счастью, было немало – летописца Нестора можно наградить, к примеру; можно – композитора Глинку; в мире ценят художника Малевича и неплохо знают писателя Достоевского┘