В воздухе, кажется, запахло скандалом.
Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой на днях сказал о том, что России необходимо новое, общественное телевидение – канал, который будет брать плату с абонентов и благодаря этому обходиться без рекламы. По мнению Швыдкого, необходим закон о плате за телевидение или же о налоге на продажи телевизионной аппаратуры. Речь – всего лишь о 100 или 200 рублях в год.
Странное предложение: два наших основных государственных канала, пользуясь хорошей финансовой конъюнктурой, имеют сегодня и без того неплохие прибыли, ретрансляционная сеть, построенная еще при советской власти, досталась в их распоряжение практически бесплатно. К этому можно добавить, что один из госканалов, несмотря на нынешние финансовые «удобства», не спешит погасить кредит, взятый в коммерческом банке. Вместо того, чтобы разобраться в этом, обществу предлагается очередной и весьма странный проект.
В телефонном разговоре с корреспондентом «НГ» Михаил Швыдкой сказал: «Насколько мне известно, никаких законопроектов нет, но ситуация на нашем телевидении непростая. Люди хотят освободить себя от назойливой рекламы, которая в конечном счете вытаскивает у них из кармана какие-то деньги. В такой ситуации в нормальном обществе граждане сами платят за телепрограммы, можно ввести плату за каждый купленный телевизор или как бы абонентскую плату. Это – единственный путь, наверное, не слишком хороший, но чудес не бывает».
Введение налога на телевидение созвучно законопроекту об общественном телевидении. Он подготовлен уже достаточно давно и в настоящее время группа энтузиастов-депутатов пытается довести его до стадии обсуждения в Государственной Думе. Один из активистов этой группы – депутат Борис Резник, имеющий давнюю скандальную репутацию. В интервью «НГ» он сообщил, что вышеназванный законопроект встречает сопротивление на всех уровнях власти и пока находится без движения. По его словам, именно в нем предусматривается абонентская плата за существование общественного телевидения: по расчетам, это уже около 300 рублей в год.
По словам Резника, предложения Михаила Швыдкого никак не соотносятся с разработанным ими законопроектом и возможным преобразованием нынешнего государственного ТВ в общественное: «То, что предлагает Швыдкой, – это просто дополнительные поборы с людей для процветания телекомпаний, которые и так живут неплохо, не показывая поступающие им рекламные деньги в полном объеме».
Руководитель центра предпринимательского права Института государства и права РАН Сергей Занковский считает: «За пользование радиоприемниками примерно в пятидесятые годы мы уже платили, так что это – скорее возврат к старому. Сегодня есть государственные телеканалы, есть частные. За государственное мы платим как налогоплательщики. Частное телевидение – это акционерные общества, коммерческие структуры и было бы странным, если бы народ их финансировал. Ссылки на западный опыт в наших условиях вряд ли уместны. Вводить налог на телевизоры – мероприятие более чем сомнительное. Одинаковый ли налог должны платить те, кто смотрит «ящик» шестидесятых годов выпуска, и те, у кого свой «домашний кинотеатр»? Почему я должен финансировать каналы, которые не люблю и не смотрю? Что делать, если я уезжаю на полгода в командировку?»
Юристы обществ защиты прав потребителей тоже считают идею абсурдной. По их мнению, ее воплощение может спровоцировать «эффект домино». К примеру, владельцы радиостанций потребуют платы за радио. «Так можно прийти к взиманию платы за воздух», – заявил один из наших собеседников.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, Первый канал заработал в 2003 году около 370 миллионов рекламных долларов, канал «Россия» – около 300 миллионов долларов. Если же умножить 100 миллионов потенциальных потребителей телеуслуг в России на среднюю между 100 и 200 рублями сумму в 5 долларов, то годовой доход гипотетического общественного телевидения составит 500 млн. долларов. Кто же станет спорить с тем, что такое телевидение нам крайне необходимо?! По экспертным оценкам, затраты Первого канала составляют около 100–120 миллионов долларов в год. То есть речь – о сверхприбыльном деле, которое – в случае, если проект «Общественное телевидение» будет претворен в жизнь, превратится в суперсверхприбыльное.