Несколько дней назад в Государственной Думе РФ прошел круглый стол «Образование: последствия присоединения России к ВТО», организаторами которого выступили комитет Госдумы РФ по образованию и науке, межфракционное депутатское объединение «Европейский клуб».
Принявшие участие в заседании депутаты Государственной Думы, представители правительства России, ведущих российских, а также зарубежных учебных заведений и специалисты в области международной экономики и права сошлись в едином мнении о том, что приведение системы отечественного образования в соответствие со стандартами ВТО – важная и ответственная задача в рамках общего процесса присоединения России к этой организации.
Право ВТО содержит около десятка соглашений, которые регулируют различные аспекты международной коммерческой деятельности. Одним из ключевых документов является соглашение по торговле услугами (GATS). Это соглашение регулирует в том числе и рынок услуг в сфере образования.
В России, несмотря на достижения в сфере науки, рынок образовательных услуг находится на ранней стадии становления. Потенциально прибыльный образовательный бизнес у нас представлен большим количеством малообеспеченных преподавателей, уникальными учебными заведениями, в которых нет денег на элементарный ремонт помещения.
Сегодня в российской прессе практически не обсуждается вопрос о последствиях присоединения России к ВТО, которые могут наступить в сфере образования. Безусловно, проблема цен на энергоносители или защита отечественного производителя – вопросы чрезвычайной важности, но при этом не следует забывать, что при принятии государственных решений образование и воспитание молодого поколения должны стоять на первом месте.
Первое, с чем могут столкнуться российские учебные заведения после того, как требования ВТО будут полностью восприняты российским законодательством, – это конкуренция с зарубежными учебными заведениями на внутреннем российском рынке образовательных услуг.
Сегодня процесс проникновения на российский рынок образовательных услуг осложняется трудностью лицензирования и другими организационными вопросами, которые должны быть разрешены, так как п. 4 ст. V Соглашения по торговле услугами (приложение 1 в Соглашения ВТО) требует, чтобы «...меры, относящиеся к квалификационным требованиям и процедурам, техническим стандартам и требованиям лицензирования, не создавали неоправданных барьеров в торговле услугами...». Это означает, что на следующий день после подписания Россией пакета ВТО можно ожидать притока зарубежных образовательных учреждений. Это будут филиалы европейских и американских вузов, вузы, средние школы и дошкольные учреждения с иностранным капиталом, менеджментом и персоналом.
Сегодня российское образование, например, в экономической сфере существенно отстает от тех программ, которые могут предложить известные зарубежные университеты. В сегодняшних российских коммерческих структурах организация бизнеса и требования работодателей в сфере торговли, менеджмента, финансов ориентированы на «западную модель». И если через несколько лет такие университеты, как Кембридж, откроют в Москве свои филиалы, то российским вузам, обучающим экономическим специальностям, будет трудно что-то предложить в качестве конкурентных преимуществ за исключением более-менее доступных цен.
В сфере школьного и дошкольного образования бедные российские учительницы будут выглядеть менее привлекательно для родителей, которые не пожалеют расстаться с определенной суммой, дабы их чадо обучалось у носителей строгой европейской культуры и пары европейских же языков. Появление значительного количества школ и садов с директорами, говорящими по-английски (по-французски, по-немецки и т.д.), не трудно предугадать, учитывая очень жесткую конкуренцию на рынках образовательных услуг Европы и США. Зарубежными образовательными учреждениями российский рынок школьного образования, на котором потенциальными конкурентами будут обнищавшие за последнее время российские школы, воспринимается как фактически не освоенный.
При всех сложностях, связанных с последствиями присоединения к ВТО в сфере образования, необходимо выделить и положительные моменты.
Во-первых, присоединение к ВТО может стать толчком к возрождению российских технических вузов. К сожалению, в отношении ВТО у нас сложился стереотип «бедных родственников», и при анализе прессы, посвященной вопросу присоединения к соглашениям уругвайского раунда, обнаруживается, что львиная доля публикаций посвящена описанию ужасов, которые ожидают именно внутренний рынок России. При этом не нужно забывать, что те же правила «свободного доступа» будут действовать и для российских товаров и услуг, в том числе и образовательных. Поэтому не следует воспринимать как утопию открытие филиала МВТУ имени Баумана в Париже через 10 лет. Это тем более вероятно, учитывая огромный дефицит специалистов в различных областях, который стал уже обсуждаемой в Европе проблемой.
Во-вторых, огромным шагом в развитии российского образования станет фактически гарантированное успешное завершение «Болонского процесса» и повсеместное признание дипломов российских вузов.
Очевидно, что проблема российского рынка образовательных услуг требует дальнейшего обсуждения и должна войти в актуальную повестку дня страны, поскольку от будущего отечественного образования во многом зависит образ России в XXI веке.