Сегодня Государственная Дума намерена ударно поработать над заведомо провальным законопроектом, о котором в комитете по госстроительству уверенно заявляют: голосов документ не соберет. Остается предположить, что депутатов крайне заинтересовал сам предмет обсуждения – Законодательное собрание Курской области предложило подвергать народных избранников принудительному медицинскому освидетельствованию. Как водится, смелое предложение выросло из чисто местных разборок – два кандидата-курянина сразились за место в прошлой еще Думе. Дискуссия между ними стремительно теряла признаки благопристойности: оппоненты припомнили друг другу самый разнообразный криминал, включая изнасилования и психические заболевания. Тогда-то и встал со всей остротой вопрос – за кого голосуем? Сегодня конфликт исчерпан, герои сражения благополучно провалились на выборах, однако дитя старой вражды в виде странного законопроекта оказалось весьма живучим.
В истории Думы вопрос медицинского освидетельствования однажды уже поднимался – аккурат семь лет назад, 14 марта 1997 года, – и связан был с обсуждением неважного самочувствия тогдашнего президента. Сегодня по понятным причинам проблема гораздо менее актуальна. Существующее российское законодательство позволяет принудительно проверять здоровье лишь у пьяных водителей, заключенных, сумасшедших и призывников. Корреспондент «НГ» поинтересовался у парламентариев: насколько готовы они пополнить ряды граждан вышеперечисленных категорий?
Независимый депутат Виктор Похмелкин относится к подобным предложениям весьма отрицательно: «в условиях той коррупции, которая есть в нашей стране, медицинское освидетельствование может быть использовано как дополнительное средство административного давления. В идеале данная норма, возможно, в законодательстве и должна существовать, но сейчас, как мне кажется, чем меньше оснований для административного регулирования в любом законе, – а тем более избирательном, – тем только лучше».
А вот Николай Павлов из фракции «Родина» с курянами солидарен: «Я был бы не против, но фракция не высказалась в его поддержку. Сочли это излишним регулированием, которое может быть использовано властью против политических оппонентов. На фракции говорили, мол, нас будут давить. А я говорил, что вот для получения водительских прав освидетельствоваться надо, так почему же здесь не ввести?.. Пусть освидетельствуют, например, и Жириновского, и меня: посмотрим, кто из нас здоровый, а кто нет». Здесь глаза конфидента «НГ» загорелись праведным огнем мести.
Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский оказался на идеологическом перепутье: «Как идея, это предложение вообще звучит неплохо, причем правило об освидетельствовании должно распространяться не только на депутатов, но и на всех людей, занимающихся государственным управлением. Что же касается этого конкретного законопроекта, представленного курскими коллегами, то он написан не совсем понятно. Например, что такое «частично недееспособный»? Кто это будет определять?» Озабоченный будущими трудностями организационного порядка, Решульский в сомнении покачал головой.
Оставалось уточнить мнение партии власти по поводу щепетильного законопроекта, как оказалось, чуть более популярного среди парламентариев, чем ожидал корреспондент «НГ». Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска дипломатично ушла от ответа – с солдатской прямотой: «Да завтра мы скорее всего этот законопроект и не успеем рассмотреть, потому что много времени уйдет на обсуждение поправок к закону о референдуме... Что же касается решения поднятой в нем проблемы, то все субъекты законодательной инициативы могут предлагать свои варианты».