Уже несколько недель ни одна тема не привлекает к себе столько внимания, как затеянная правительством «монетизация» социальных льгот. И это вполне объяснимо, так как новая реформа затрагивает интересы едва ли не абсолютного большинства россиян. В публикуемых статьях и интервью выясняются объемы бюджетных трат и численность льготников, гипотетическая цена ныне бесплатных услуг и средний размер компенсаций.
На самом деле расчеты того, во что обходятся государству льготы, бессмысленны. Так как ответ уже имеется. Они не могут стоить часто вспоминаемых 2,8 трлн. руб., ибо это превышает размер всех доходов федерального бюджета России, а его хватает не только на льготы, но и на кое-что еще. И не надо гадать, сколько они стоят. Заявив о своих намерениях направить на компенсацию отмены льгот 164 млрд. руб., правительство само «призналось», что оно тратило на данные цели «приблизительно около того». И наращивать ассигнования на эти нужды оно не намерено. Поэтому размер компенсации не превысит в среднем 300–500 руб. на человека в месяц. Ибо нет ничего проще, чем разделить 164 млрд. на 40 млн. льготников, поделить на число месяцев в году и оставить в стороне все прочие выкладки, предлагаемые правительственными чиновниками «с ученым видом знатока».
За нынешними дебатами стоят, как я думаю, три вопроса, значение каждого из которых не измеряется ни рублями, ни уступками отдельным категориям льготников.
Первое. Да, действительно, многие льготы в последние годы скорее декларировались, чем существовали реально. Но, утверждая, что система льгот была неэффективной, правительство тем самым признает, что неэффективной была его собственная работа. И оно вовсе не стремится сделать ее эффективной. Оно старается, прикрываясь демагогией, уйти от исполнения тех функций, которые вряд ли могут считаться ненужными или нереализуемыми. Денежные компенсации отличаются от льгот не их реальным наполнением услугами или товарами. Их отличие гораздо более принципиально. Право пенсионеров на бесплатный проезд или право инвалидов на бесплатные лекарства было практически единственным воплощением того уведомительного принципа отношений граждан с государством, о необходимости которого сегодня говорится с самых высоких трибун. Сначала люди ездили на метро или получали лекарства, а уже потом местные или федеральные власти задумывались о том, как возместить убытки транспортников или фармацевтов. Теперь отношения граждан с государством станут и в этой сфере строиться по разрешительному принципу. Государство, как это у нас принято, будет не давать, а обещать. А его граждане, как водится, – не получать, а испрашивать.
Второе. Реформирование системы льгот начинается в то время, когда цены на нефть находятся на весьма высоком уровне, бюджет исполняется с профицитом, создается резервный фонд, а золотовалютные запасы Центрального банка устанавливают рекорд за рекордом. Сегодня упомянутые 164 млрд. руб., которые скорее всего будут расходоваться на компенсацию льгот, составляют менее 10% положительного сальдо внешнеторгового баланса России. Но пока цены на нефть поддерживаются на своем запредельном уровне стараниями верного союзника России – товарища Буша. Однако за пять месяцев до выборов 2 ноября их результаты не кажутся такими же очевидными, какими выглядели прошлой осенью результаты выборов 14 марта. И может случиться, что цены на нефть пойдут вниз, а с ними – и доходы бюджета. А какие его расходные статьи начнут сокращаться первыми? Не стоит питать иллюзий на этот счет┘
Третье. Сегодня правительство сознательно вводит народ в заблуждение, говоря о льготах. То, что под ними понимается, – это на самом деле составная часть системы социального обеспечения, или, как говорили в свое время в России, общественного призрения. В стране, уверяют нас сверху, 40 млн. «льготников». Но это никакие не льготники. Их «льготы» не получены авансом. Кровью сегодняшних ветеранов оплачены брошенные к Мавзолею фашистские штандарты. Пoтом и здоровьем нынешних пенсионеров построены приватизированные новой властью предприятия. Но в нашей стране есть гораздо более «льготные» льготники – это сами государственные функционеры. Именно им была недавно многократно повышена заработная плата, но о сокращении их привилегий не идет и речи. Именно они получают большинство льгот, как только приступают к исполнению своих обязанностей, а не тогда, когда приходит время судить о результативности их работы. И если нынешняя власть сумела убедить себя в том, что истинными льготниками являются старики и малоимущие, то это правительство стало не чем иным, как правительством, презирающим свой народ, а не призирающим за своими согражданами.
Говоря о проблемах нашей страны, следует, на мой взгляд, остановиться на совсем иных цифрах, нежели на тех, что сегодня мелькают в отечественной прессе. По официальным данным Министерства финансов, в 2003 г. на финансирование органов государственной власти и управления (не включая сюда прокуратуру и правоохранительные органы) было потрачено 183,5 млрд. руб. – больше, чем на предполагаемые в будущем ежегодные компенсации ста миллионам россиян. Это 4,5% всех бюджетных расходов страны. Для сравнения: в США расходы на содержание федеральной власти составляют 0,88% расходов бюджета. При этом из 319 млрд. руб. ассигнований на социальную политику 40 млрд., или 12,5%, пошли на финансирование самих учреждений социального обеспечения и служб занятости, а еще 108,4 млрд., или 33,8% (!), – на некие «прочие мероприятия в области социальной политики».
Но довольно о цифрах. За многими из цифр, которые приводятся в нынешней дискуссии, скрывается мелочный обман. За намерениями же правительства скрыта масштабная ложь. Презирающая свой народ власть откровенно торгуется с ним, считая, видимо, что в этом и есть суть рынка. Стoит ли вовлекаться в этот торг? Не уверен. Ибо любой торг предполагает согласие торговаться, а не протестовать. Да к протестам-то на Руси никогда не были привычны. Привычны были к чему-то большему. И именно поэтому власть больше всего боялась не псевдодиалогов с народом, а его безмолвия. Но именно его она заслуживает сегодня, как никогда прежде.