Вы считаете, что 40 долларов за баррель – это много? Интересно, что вы скажете, когда цены вырастут еще раза в три-четыре?
Хватит ли вам тогда денег на то, чтобы регулярно заправлять свой автомобиль, отапливать свой дом в холодное время года, покупать те продукты, к которым вы привыкли и которые тоже подорожают? В конце концов, хватит ли вам вообще тогда денег на поддержание своего обычного образа жизни? И хватит ли на это денег у нас всех, сможем ли мы в этом случае и впредь обеспечивать рост нашей прожорливой экономики?
На этот вопрос, к сожалению, можно дать только отрицательный ответ.
Ассоциация исследований пика нефтедобычи (ASPO), в которую входят представители руководства ведущих нефтяных компаний, геологи, инвестиционные банкиры и ученые, уже в течение нескольких лет предупреждает мир о том, что цены на нефть будут расти, а ее предложение на рынке – сокращаться.
В эту группу входят настоящие профессионалы, такие, как Али Бахтиари, отвечающий за стратегическое планирование в Национальной нефтяной компании Ирана, доктор Колин Кэмпбелл, бывший исполнительный вице-президент компании Total-Fina, и Мэттью Симмонс, инвестиционный банкир, специализирующийся на вложениях в энергетику и в свое время консультировавший администрацию президента Буша при подготовке энергетического плана Буша–Чейни. Все они уверены, что в обозримом будущем совокупные объемы мировой нефтедобычи достигнут пика, после чего эпоха «дешевой нефти» навсегда уйдет в прошлое.
«Сегодня нефть все еще слишком дешева, – говорит г-н Симмонс. – Мне кажется, что на самом деле ее цена должна составлять примерно 182 доллара за баррель. Если мы будем определять цены на нефть правильно, то у нас будет время для того, чтобы разработать переходные виды топлива, которыми мы будем пользоваться в период смены «нефтяной экономики» «новой экономикой». Однако пока я не вижу, чтобы это происходило в действительности».
Али Бахтиари полагает, что рост цен не будет постепенным – они просто резко подскочат. В наименьшей степени это коснется самых бедных, у которых и так нет доступа к энергии, и самых богатых, которые смогут себе позволить тратить по 100 долларов за баррель нефти. Что же касается всех остальных, то они пострадают очень сильно. По словам г-на Бахтиари, последствия нового нефтяного кризиса могут полностью преобразить окружающий нас мир.
Многие прогнозы ASPO основаны на расчетах доктора Кэмпбелла. Он пришел к выводу, что официальные данные о запасах нефти нередко бывают либо существенно завышены, либо представляют собой откровенную дезинформацию. По словам ученого, неправильная оценка величины запасов нефти представляет собой не меньшую угрозу для рынка энергоносителей, чем деятельность террористов, подрывающих заводы и трубопроводы.
Конечный вывод доктора Кэмпбелла однозначен: производство и потребление нефти должны контролироваться государством.
При этом Кэмпбелл не видит перспектив в разработке новых месторождений. «Когда за каждой пальмой тебя подстерегает снайпер, то добывать нефть очень непросто», – говорит он. По его мнению, к энергетической безопасности ведет прежде всего ограничение спроса на нефть.
На прошедшей в Берлине конференции ASPO теория нефтяного пика обсуждалась представителями руководства таких нефтяных гигантов, как BP и Exxon, а также такими экспертами, как главный экономист Международного энергетического агентства Фэйт Бироль. Господин Бироль признал, что сейчас на рынке нет свободных производственных мощностей, тогда как спрос на нефть в IV квартале текущего года вырастет еще на 3 млн. баррелей в день. В подобных условиях судьба рынка будет во многом зависеть от Саудовской Аравии. «Если Саудовская Аравия до конца года не увеличит свою нефтедобычу на 3 миллиона баррелей в день, то мы столкнемся, скажем так, с очень серьезными трудностями», – заявил он.
Дополнительные 3 млн. баррелей нефти в день означают увеличение совокупной нефтедобычи Саудовской Аравии на 30%, причем добиться этого необходимо всего за несколько месяцев. Корреспондент агентства новостей ВВС попытался узнать у главы Международного энергетического агентства, насколько вообще реален столь существенный рост нефтедобычи, и был крайне удивлен реакцией г-на Бироля. «Это вас не касается, это не для прессы», – заявил он, отказавшись давать какие-либо комментарии по данному вопросу.
Другие участники конференции, очевидно, адепты идей ASPO, были единодушны: «Это совершенно невозможно!» А один из них попросту рассмеялся, когда у него спросили, сможет ли Саудовская Аравия спасти рынок.
К сожалению, последние данные заставляют всерьез присмотреться к прогнозам ASPO. Так, нефтедобыча в Северном море достигла своего пика в 1999 г., а в последнее время сокращается все быстрее и быстрее – скорость ее уменьшения достигла уже 11% в год. Далее, впервые за всю историю индустрии в 2003 г. не было открыто ни одного нового крупного месторождения нефти. Геологам не помогли даже сверхсовременные технологии.
«Необходимо, чтобы цифры стали бы более прозрачными, – говорит г-н Кэмпбелл. – Это защитит рынок от любителей заработать на дефиците нефти, позволит развивающимся странам избежать краха их экономик, а также стимулирует разработку альтернативных источников энергии. Страны – потребители нефти должны осуществить аудит ее месторождений, а тем экономистам, которые верят в неисчерпаемость запасов черного золота, следует срочно пересмотреть свои взгляды».
Однако, судя по всему, доктор Кэмпбелл сам боится возможных результатов такого аудита. «Оглашение реальных данных приведет к панике на фондовых рынках, в результате чего в проигрыше окажутся все», – говорит он.
Текст подготовлен по материалам BBC NEWS, на основе публикации на сайте BBC World Edition, 07.06.04, и русского перевода на сайте WorldEconomy.Ru.