Юрий Лужков недоволен новой налоговой системой: «Мы все сделали, чтобы понятия «дураки» и «дороги» сделать совместимыми».
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Вчерашние парламентские слушания комитета Совфеда по обороне и безопасности на тему «Оптимизация правового обеспечения безопасности дорожного движения в РФ» выглядели весьма представительно. Президиум возглавлял представитель хабаровской Думы Виктор Озеров. По правую руку от него в кителе, увешанном наградами, сидел новоиспеченный замминистра внутренних дел Александр Чекалин. По левую – спикер верхней палаты Сергей Миронов, замгенпрокурора Владимир Колесников и столичный мэр Юрий Лужков. Малый зал заполнили депутаты Госдумы, представители прокуратуры, арбитражных судов, ГИБДД и многочисленных общественных организаций. Сенаторы оказались в явном меньшинстве. Как объяснил председатель комитета Озеров, желающие поприсутствовать на заседании парламентарии в зале просто не поместились и наблюдали за происходящим из своих кабинетов по мониторам.
Столь представительное собрание, видимо, должно было развеять подозрения в легкомысленном подходе к выбору темы: поначалу многим журналистам было не совсем понятно, почему комитет по обороне решил вдруг обратиться к проблемам дорожного движения. Поднявшийся на трибуну Сергей Миронов сомнения развеял как мог: «Тема более чем актуальна. Она касается каждого россиянина». По оценкам ВОЗ, заверил публику спикер, в 2003 г. в ДТП погибли около 350 тыс. граждан нашей страны. 30% из них – люди самого активного, трудоспособного возраста – 26–40 лет. А ведь президент в своем Послании Федеральному собранию четко объяснил, что главное – это человек и его интересы.
Тут всем стало окончательно ясно, почему вдруг СФ обратился к заезженной теме – он просто приступил к выполнению президентского наказа. Ведь если ситуация будет развиваться такими темпами, приоритетное направление, обозначенное в Послании, может просто исчезнуть под колесами автомобилей. Не говоря уже о том, что, как выяснилось, материальный ущерб от ДТП в прошлом году составил 321,6 млрд. руб. По словам Миронова, все беды происходят от того, что «современные темпы не уживаются со старыми нормами», а «разработка законодательных актов осуществляется бессистемно». Да и вопросы распределения компетенций в сфере дорожного движения между Центром и регионами «требует регламентации». Этими проблемами, «используя зарубежный и отечественный опыт», Сергей Миронов и призвал заняться сенаторов. «Беремся за сложную проблему, но браться надо!» – оптимистично заключил председатель Совфеда.
Александр Чекалин также посетовал на несовершенство законодательства: вопросы, касающиеся безопасности дорожного движения, регламентируются 14 законами, 9 указами и 35 постановлениями правительства. Причем базовый документ – закон о дорожном движении – «за 10 лет отстал». По словам Чекалина, именно «сверхлиберальное административное наказание» порождает «беспредел на дорогах». При том, что 50% ДТП происходит по причине превышения водителями скорости. А каждое десятое ДТП совершено пьяными автомобилистами. Досталось и судебным инстанциям: как объяснил выступающий, лишь у одного из шести автовладельцев, задержанных «под мухой», суд в итоге отбирает права. Страховщиками Чекалин также недоволен: милиция искренне надеялась, что с введением автогражданки пробок на дорогах из-за водителей, ожидающих инспекторов ГИБДД, убавится. На деле же в столице количество разборов увеличилось с 200 до 1,5 тыс., потому что страховщики готовы выплачивать компенсацию лишь при условии, что гаишник зафиксирует каждую царапину.
Скромно умолчавшего о главной претензии населения к сотрудникам ГАИ Чекалина вернул на землю заместитель генпрокурора Владимир Колесников, напомнивший коллеге, что «сотрудники ГИБДД совершают множество административно-процессуальных нарушений» и зачастую виновник «платит мзду, чтобы не быть наказанным». После чего Колесников призвал «резко повысить ответственность» рядовых гаишников.
«Надо вести разговор не об оптимизации, а о срочной необходимости радикальных решений», – решительно начал свою речь столичный мэр Юрий Лужков, заговоривший о дорожном строительстве. «Дороги – это не только движение транспорта, дороги в России – это темп жизни страны», – метафорически выразил свою главную мысль московский градоначальник. После чего горько посетовал – подход к возведению магистралей нынче вкусовой: «Дело вкуса Минфина: если хочет – даст денег, если нет – будешь оперировать тем, что имеешь». «Исключение дорожного фонда из ведения регионов – это ошибка правительства, – возмущался Юрий Лужков. – Новая налоговая система себя не оправдала, и объемы строительства дорог в регионах снизились на 2,5%. Дороги... мы все сделали, чтобы обнулить ситуацию и понятие «дураки и дороги» сделать совместимыми». «Без новых дорог Москва просто задохнется», – добавил Лужков.