Вчера руководству Северного флота был представлен новый командующий флотом вице-адмирал Михаил Абрамов. Сделал это министр обороны России Сергей Иванов. При этом представлять вице-адмирала Абрамова должен был не он, а главком ВМФ Владимир Куроедов, как до этого в 2001 году Куроедов представлял назначенного тогда командующим Северным флотом Геннадия Сучкова. Визит же Сергея Иванова в Североморск вообще не планировался, поскольку уже объявили, что 3 июня он намерен встретиться в Москве с военными атташе зарубежных посольств на презентации нового ведомственного издания Минобороны РФ.
Заметим, что ранее в течение нескольких дней информагентства давали анонсы: «Сегодня состоится представление нового командующего Северным флотом». Но ничего не происходило. В отлаженном механизме флотских назначений случился незапланированный сбой. По информации источников «НГ» на главной базе СФ в Североморске, дело в том, что на самом боевом флоте страны произошел массовый «бунт на корабле». А военное командование всячески пытается скрыть этот факт.
28 мая состоялось заседание военного совета Северного флота, на котором присутствовал адмирал флота Владимир Куроедов, инспектировавший 12-ю эскадру атомных субмарин в Гаджиево. Но уставной регламент мероприятия оказался нарушен. После докладов и обсуждений разговор вышел за рамки чисто служебных вопросов. Адмиралы и старшие офицеры стали высказывать свое мнение относительно снятия с должности командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова. Как известно, 18 мая 2004 года военный морской суд признал его виновным в гибели 9 членов экипажа подлодки К-159, затонувшей в августе 2003 года, и приговорил к 4 годам лишения свободы условно с отсрочкой исполнения приговора на 2 года.
Сучков не считает себя виновным и обвиняет нынешнего главкома ВМФ Куроедова в развале Северного флота. Позицию Сучкова негласно поддерживают многие офицеры-североморцы, которые в ходе следствия высказывались в его поддержку. Многие уверены, что осуждение адмирала – это политический заказ. На заседании военного совета все это выплеснулось наружу. Заметим также, что в поддержку уволенного с должности Сучкова выступили губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, многие ветеранские организации, видные политики и отставные военачальники.
Еще одним поводом для недовольства стала фигура нового командующего Северным флотом вице-адмирала Михаила Абрамова. По мнению североморцев, она совершенно неадекватна стоящим перед флотом задачам. Вице-адмирал Абрамов родился в 1956 году на Дальнем Востоке, там же в основном и служил. Много учился, занимал штабные должности. Командовал Приморской флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота, полгода назад получил должность начальника штаба Балтийского флота. И вот назначен командующим самым мощным и соответственно сложным Северным флотом. Из-за этой стремительной карьеры многие считают молодого флотского начальника выдвиженцем Владимира Куроедова, который, заметим, тоже служил на ТОФе и тоже надводник. Учитывая почти нескрываемую неприязнь немалого числа североморцев к главкому ВМФ, это обстоятельство не прибавляет им лояльности к Михаилу Абрамову.
Иначе, как бунтом, произошедшее не назовешь. Отношения между главкомом ВМФ Куроедовым и высшим командным составом Северного флота обострились до такой степени, что вначале представление нового командующего пришлось отложить, а потом случилось беспрецедентное нарушение флотских традиций: нового командующего представил гражданский министр обороны. Владимир Куроедов на церемонии даже не присутствовал. Видимо, чтобы не накалять страсти.
У самого крупного из российских флотов – самые большие проблемы. Северный флот по-прежнему лихорадит от недофинансирования. Счета многих его военно-ремонтных заводов арестованы, и их корпуса сейчас штурмуют судебные приставы. Недавно из штаба ВМФ на флот пришла директива, предлагающая к списанию еще пять боевых кораблей океанской зоны, включая атомную подводную лодку. В том же Гаджиево не хватает около полутысячи подводников. Социальные проблемы заполярных гарнизонов решаются с большим скрипом. На этом фоне назначение креатуры Куроедова может означать, что вместо реальной помощи Северный флот просто пытаются усмирить.
«Конечно, это «не бунт на корабле», но не дело подчиненных обсуждать своих командиров. Это подрывает единоначалие», – так прокомментировал ситуацию один из высокопоставленных чиновников из штаба ВМФ. Правда, если учесть конфликт двухлетней давности, когда командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов фактически отказался выполнить приказ главкома ВМФ и даже подал на него в суд, можно с уверенностью сказать, что принцип единоначалия на российском флоте давно уже действует.