Ничего нового дискуссия в Государственной Думе вокруг внесенного президентом законопроекта о референдуме не дала: малые думские фракции выступили против, а «Единая Россия» единодушно проголосовала «за». Представлявший документ председатель Центризбиркома Александр Вешняков в очередной раз перечислил свои прежние аргументы. По его словам, новая редакция закона нужна прежде всего потому, что с 1995 года, когда был принят ныне действующий вариант, в стране и законодательстве произошли серьезные изменения, которые крайне необходимо было отразить в обновленном тексте.
Претензий депутатов по поводу чересчур сложной процедуры организации референдума Вешняков отмел следующим образом: чтобы выиграть референдум, его инициаторам необходимо привлечь на свою сторону примерно 30 млн. россиян, а это значит, что вопросы, выносимые на их суд, действительно будут очень актуальными и популярными в народе. В этом случае создание инициативной группы в размере 4,5 тысяч человек проблемой не является. Облегчает новый закон и сбор 2 миллионов подписей, потому что каждому члену группы надо собирать всего примерно по 15 подписей в день.
В преддверии второго чтения Александр Вешняков уже обозначил несколько позиций для возможной доработки. Он согласился с тем, что для проверки Конституционным судом вопросов референдума действительно можно установить какой-то твердый срок, а из причин, по которым невозможно организовать референдум, надо все-таки убрать статью о препятствующем ему чрезвычайном положении хотя бы в одном регионе РФ. Глава ЦИКа предложил, чтобы данная норма выглядела таким образом: если ЧП объявлено не менее чем в одной пятой субъектов, тогда проведение референдума должно быть отложено. Кроме того, Вешняков готов подумать и над плавным переходом от старого к новому конституционному закону, чтобы в случае чего не ущемить права граждан, которые, к примеру, затеют референдум уже сейчас.
Заметим, однако, что такого в принципе быть не может, потому что второе чтение законопроекта состоится в ближайшие дни. Во всяком случае, крайним сроком подачи поправок объявлено 6 июня. Вчера, когда это обстоятельство стало известно, представители думской оппозиции сильно возмущались и требовали большего времени для подготовки поправок. Им было сказано, что закон находится на Охотном Ряду уже с середины мая, а следовательно, все, кто хотел, проект могли прочитать и подготовить свои предложения по его улучшению.
Вчера в повестке заседания Думы значился и еще один интересный документ – поправки к закону о Счетной палате, которые изменяли процедуру избрания ее председателя и заместителя. Теперь предполагается, что предлагать кандидатов станет президент. Он же, кстати, сможет и инициировать их отставку. У депутатов и членов Совета Федерации остается только одно право – предлагать главе государства некое количество претендентов, из которых президент выберет одного. Интересно, что ранее думский бюджетный комитет рекомендовал палате одобрить законопроект сразу в трех чтениях. Однако ко вчерашнему дню мнение комитета изменилось, и он второе чтение уже не предлагал. Дума к совету прислушалась. По некоторым сведениям, произошло это исключительно потому, что авторам законопроекта, в роли которых официально выступают четыре вице-спикера от «Единой России», сверху был дан совет не спешить.
В заявлении Думы по Южной Осетии говорится, что поход грузинского спецназа на ее территорию – «демонстрация силы». В этом же документе высказывается сомнение в обещаниях грузинских властей урегулировать проблемы Южной Осетии и Абхазии исключительно мирным путем. Депутаты также изъявили обеспокоенность судьбами российских граждан, живущих в зоне осетино-грузинского конфликта.