Вчера в Центризбиркоме обобщали первый опыт применения пропорциональной избирательной системы в регионах. Интерес со стороны представителей Федерального собрания (в зале заседаний ЦИКа были замечены помимо прочих замруководителя фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский и глава комитета СФ по делам Федерации Александр Казаков) объясняется просто. Ведь, судя по всему, следующую Госдуму будут формировать исключительно по партийным спискам.
«Как промежуточный этап от мажоритарной системы к пропорциональной смешанная дает результаты. А в будущем вся система будет пропорциональной – может быть, в 2007 году...» – поделился с «НГ» Валерий Рязанский. Прогноз Вешнякова о том, что законодательно эта перспектива может быть оформлена уже в следующем году, Рязанский не опровергает: «Я не хочу предугадывать события – есть информация о том, что возможно внесение такой поправки, но пока такого законопроекта в Госдуме нет».
Зато у Центризбиркома имеется целый план научных изысканий по поводу реформы избирательного права. Первым номером в этом плане идет активно продвигаемый сейчас силами конституционного большинства Закон «О референдуме». Есть еще более интересный пункт – о концепции закона о порядке формирования Совета Федерации. Правда, очередь до верхней палаты парламента дойдет только в следующем году.
Пока разъяснить эту концепцию глава ЦИКа не готов. А «рабочих версий» у него несколько. «Концепция будет вырабатываться исходя из того опыта формирования Совета Федерации, который имеется, – пояснил он «НГ». – Мы же имеем уникальный опыт: 1993 год, в первый раз избирали Совет Федерации, это были прямые выборы, и депутаты СФ проработали 2 или 3 года, то есть мы можем проанализировать – что дала такая система, плюсы и минусы. Вторая – это когда по должности входили в Совет Федерации губернаторы. И последняя модель, которая сегодня существует, тоже около двух лет функционирует. Определив их сильные и слабые стороны, мы попытаемся определить подходы – учесть существующий опыт и сделать так, чтобы Совфед в полном объеме отвечал записанным в Конституции принципам его формирования».
Между тем Центризбиркому пока не удается полностью сосредоточиться на законотворчестве – мешают «огрехи», допущенные еще в ходе президентской кампании. Вчера комиссии пришлось разбираться с Мосгоризбиркомом, который обвинили в «недостаточной принципиальности и последовательности» при устранении нарушений, выявленных на нескольких столичных участках (о скандальной истории с фальсификацией результатов выборов «НГ» уже несколько раз сообщала). Мосгоризбирком с этим делом тянет и не торопится обращаться в суд.
По мнению председателя Мосгоризбиркома Валентина Горбунова, комиссии пока просто не с чем идти в суд – все подлинники документов находятся в прокуратуре, куда были направлены для проверки на предмет злого умысла, и для начала следует дождаться выводов прокуратуры. Кроме того, часть расхождений в цифрах стала результатом технической ошибки, и он не понимает, почему сами территориальные комиссии не могут внести исправления – закон этого не запрещает. Александр Вешняков объяснил ему, что не могут, потому что ЦИК уже издал инструктивное письмо, предписывающее решать подобные вопросы исключительно через суд. И дал крайний срок – сделать это до 10 июля.
«Центризбирком, хоть и является организатором выборов, берется трактовать закон, хотя норм прямых тут нет, – пожаловался «НГ» на «старших товарищей» Валентин Горбунов. – Комиссия не отрицает, что ошиблась, она составила новый протокол... Но почему-то все хотят решать через судебную систему. Честно говоря, я думаю, что это амбиции лично председателя Центризбиркома...»
По мнению некоторых наблюдателей, проблемы руководства Мосизбиркома лежат в обострившемся противостоянии Центра и Москвы – в свое время при формировании комиссии ЦИК предлагал другую кандидатуру председателя, однако мэру столицы Юрию Лужкову удалось отстоять своего протеже.