Второе чтение законопроекта «О собраниях...» началось в пятницу с обсуждения депутатами утренней статьи в «НГ» – о том, как думцы готовятся одобрить реакционный документ вопреки ясно выраженному желанию президента сохранить уведомительный порядок проведения митингов и пикетов. Напомним: корреспонденты настаивали на том, что провозглашенный авторами закона уведомительный принцип останется чистой декларацией. Заметка не понравилась председателю комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергею Попову. Оказывается, газета неправильно назвала количество поданных к законопроекту поправок. По словам законодателя, их было целых 423, а вовсе не «более 300», как указали авторы статьи.
Тут очень кстати обнаружилось, что фраза о 300 поправках прозвучала из уст самого Бориса Грызлова, процитированного «НГ», и критика скоро увяла. Попов сразу же обратил внимание на то обстоятельство, что количество поданных и представленных на голосование поправок и вправду не совпадает, поскольку ответственный комитет их немного подкорректировал. Затем Попов гордо перечислил главные демократические победы, одержанные думцами в процессе законотворчества: четкое закрепление уведомительного принципа организации массовых мероприятий, сокращение мест, где проводить последние запрещено, а также разные сроки подачи заявок на разные виды протеста.
Дальнейший текст доклада также был привязан к материалу в «НГ»: отважный комитетчик с «медвежьей» грацией попытался оправдаться перед газетой за иезуитскую норму «согласования времени и места», без которого митинг разрешен быть не может. Представляя коллегам эту норму как чрезвычайно демократичную, думец сообщил, что «это касается только тех случаев, когда на указанное в уведомлении место и время претендуют несколько организаторов или участников различных публичных мероприятий». Уловка выглядела малоубедительной: в тексте закона нет ни одного упоминания «параллельных» митингов или пикетов, для которых якобы и должна применяться норма о согласовании.
Запретительную норму закона попытался было отбить тезка докладчика – независимый депутат Сергей Попов. Он назвал документ «формально демократичным» и предложил, чтобы суд стал арбитром в споре между чиновником и организатором митинга.
Недовольные окончательным документом депутаты предложили свои поправки. «Единороссы» с ходу заявили, что они все противоречат только что принятым, и отказались их обсуждать. Бывший кандидат в президенты Олег Малышкин призвал «медведей» не подставлять Бориса Грызлова, которого теперь наверняка вызовет к себе президент и опять будет ругать за плохой закон.
Независимый депутат Сергей Попов заявил, что прогресс этого проекта исчерпан тем, что из откровенно плохого он стал просто плохим. Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский заметил: не поддается улучшению сама концепция этого законопроекта. Представитель фракции «Родина», профсоюзный лидер Олег Шеин сокрушался, что «в законе осталось много рудиментов, которые позволяют осуществлять манипулирование общественными организациями». Зато другой профсоюзный лидер, но из ЕР, Андрей Исаев, оказался чрезвычайно доволен законом и пообещал, что «если возникнут какие-то сложности, то закон не является догмой, и мы сможем вернуться к нему, чтобы внести туда изменения».
В итоге три из четырех думских фракций проголосовали против этого документа, но закон все равно успешно прошел второе чтение: «за» подано 310 голосов. Если президент опять не вмешается, документ скорее всего будет окончательно принят в нынешнем виде.