Вячеслав Игрунов, Институт гуманитарно-политических исследований
═
На мой взгляд, выступление Путина свидетельствует о глубоком идеологическом кризисе в правительстве и в руководстве страны в целом. Люди, окружающие президента, и сам президент по большому счету не готовы к новой четырехлетней миссии. Им непонятна стратегия развития страны – и об этом также не сказано ни слова. Что же касается конкретных проблем – сегодня совершенно очевидно, что они встречают очень сильное социальное сопротивление. Поэтому они не могут быть реализованы в том виде, в котором были задуманы. Вместе с тем власть не готова отказаться от реализации этих, скажем так, непопулярных реформ. Реформ неконструктивных – в том виде, в котором они предложены. И власть видит серьезные препятствия для их реализации. Поэтому само Послание, на мой взгляд, в первую очередь демонстрирует растерянность власти.
═
Георгий Сатаров, фонд «ИНДЕМ»
═
Ну не только про это не было сказано. Не было сказано ни слова про Чечню, не было сказано ни слова про административную реформу, не было сказано ни слова про коррупцию, с которой он обещал бороться в начале избирательной кампании. Многое было обойдено вниманием. И президент ясно дал понять – почему. Если вы помните его тираду об общественных организациях: есть нехорошие общественные организации, которые занимаются не тем, что волнует граждан. Видимо, президент решил, что он должен определять, что волнует граждан, чем должно заниматься гражданское общество. Кроме того, опять же он рассматривает это обращение исключительно как внутреннее дело власти. А вообще еще в начале своего Послания президент сказал – в этой аудитории нам незачем говорить об успехах, обозначив, что оно к народу никакого отношения не имеет. То есть вроде существует такая тусовка – президент и его депутаты, внутри этой тусовки все и обсуждается.
═
Андрей Пионтковский, Центр стратегических исследований
═
Как раз о ЖКХ и социальных льготах президент говорил очень много. Но я бы озаглавил эту часть его доклада «Разговор в пользу бедных» - и в прямом, и в переносном смыслах. В день Послания и накануне, когда он отечески строго спрашивал у министров, как они планируют компенсировать людям потерю социальных льгот, основной задачей его имиджмейкеров было создание где-то в мозжечке у обывателя представления о том, что президент очень добрый и заботится о народе, а вот все те неизбежные меры, которые ударят, конечно, по положению и жизненному уровню миллионов людей, будут проводиться правительством, которому за них и отвечать. Что касается вопросов, которые вообще не были затронуты в Послании, то самый важный среди них – Чечня. Президент упомянул Кадырова, но где-то в деепричастном обороте очень большого предложения, посвященного борьбе с международным терроризмом. Кажется, президент находится в состоянии шока, который испытал, пролетая на вертолете над Грозным. Это удивительно: на 10-й год войны российский президент, пролетая над российским городом, уничтоженным российской авиацией и артиллерией, вдруг обнаружил, что он выглядит ужасно. Это признак либо фантастического лицемерия, либо фантастической неинформированности. Думаю, в данном случае – последнее. Что еще раз показывает: президент становится первой жертвой ликвидации институтов гражданского общества. И прежде всего – независимой прессы: он просто перестает понимать, что происходит в стране. Надеюсь, увиденное в Чечне помогло ему понять, что политика, которая там проводится, катастрофична. Новых решений и подходов, естественно, за две недели он выработать не мог. И поэтому так оглушительно в его Послании молчание по самой болезненной проблеме нашего общества.
═
Константин Симонов, Центр политической конъюнктуры
═
Задача Послания – обрисовать общий вектор развития страны. Это было сделано. Самое главное – избавление от психологии иждивенцев. Государство должно создать условия для развития рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере. Сформировать четкие правила игры. Можно сделать вывод о том, что нужно сделать в том же жилищно-коммунальном хозяйстве: сформировать комфортные условия для прихода частных инвесторов, но внимательно следить за тем, чтобы не произошло замены государственной монополии на частную. Государство возьмет на себя также функции заботы о малоимущих, которые просто не в состоянии конкурировать на рынке труда, а для остальных категорий граждан создаст условия равенства возможностей. Про армию – на самом деле было сказано о системе гражданского контроля за реформой: ясно, что если он будет введен, то и вопрос призыва будет решаться гораздо быстрее и эффективнее. Что касается льгот, то буквально за день до Послания президент собирал правительство и дал очень подробные разъяснения по этому вопросу. А вообще надо понимать, что в формате Послания обо всем сказать невозможно.