"Прошу иметь в виду Министерство обороны и правительство в целом: объемы затрачиваемых средств, интересы обороноспособности страны, а также важные социальные параметры реформы делают обязательным наличие гражданского контроля за эффективностью идущих в армии преобразований", - дал указание президент РФ Владимир Путин, выступая 26 мая с ежегодным Посланием Федеральному собранию. Тезис о гражданском (политическом) контроле над силовыми структурами впервые прозвучал из уст главы государства. В аналогичных ежегодных посланиях, а всего их было одиннадцать, в основном внимание сосредотачивалось на сиюминутных задачах реформирования вооруженных сил.
В прошлогоднем Послании армейская часть была посвящена в основном вопросам комплектования силовых структур на профессиональной основе. Высказывалась в том числе и идея о возможности приема на профессиональную службу граждан из Содружества Независимых Государств. Законодатели соответствующий закон приняли, но проблему не решили - ряд стран СНГ принципиально возражают против такой практики и прежде всего Белоруссия - самый верный боевой соратник России. Кое-как утрясли проблему перехода к профессиональной армии - принята программа перехода на контрактную основу, но к 2008 г. всего лишь 50% призывного состава будут составлять контрактники.
Весьма логично, что в нынешнем Послании президент - Верховный главнокомандующий сосредоточил внимание на узловом вопросе военного реформирования, гражданском (политическом) контроле. К сожалению, его в России не было и в помине. Теперь есть надежда, что появится. Во всяком случае, прозвучали не только заявления на самом высоком уровне, но уже делается практический шаг по разделению функций Генштаба и Минобороны (см. "НВО" # 18, 2004 г.).
Главным, обязательным условием гражданского контроля - и это особо подчеркнул в своем Послании президент - должна служить прозрачность. "Для модернизации всей военной организации государства, - заявил Владимир Путин, - нам нужно четко знать: как тратятся немалые деньги, в том числе на обеспечение военнослужащих жильем, на военную медицину, на образование". Необходимым условием реформы он также назвал "прозрачность военной экономики".
Надо понимать, что в скором времени появятся такие же толстенные фолианты, расписывающие каждый пункт военного бюджета, как это практикуется в развитых демократических государствах. Военнослужащие и их близкие должны знать, сколько государство выделяет денег на их содержание, обучение, обеспечение социальных гарантий, для того чтобы сравнивать с тем, что они получают в действительности. А общественность должна знать сколько и каких вооружений закупается, под решение каких учебных и боевых задач, с тем чтобы не было растранжиривания оборонных средств на строительство генеральских дач, покраску травы, бездумного приобретения различных материальных ценностей в угоду корпоративным интересам, в том числе оборонно-промышленного комплекса.
Как явствует из Послания, президент распространил гражданский контроль только на военную экономику и социальную сферу. За чертой остались: военное планирование и управление, боевая подготовка, взаимоотношения в воинских коллективах и другие сферы, определяющие жизнь войск. Речь не идет о том, чтобы военные секреты гуртом вываливались общественности. Речь о том, чтобы общественность имела полную информацию по принципиальным вопросам функционирования Вооруженных сил.
Для того чтобы на деле осуществить президентскую концепцию гражданского контроля Министерству обороны предстоит перестраиваться самым серьезным образом и особенно в сфере широкого информирования. Придется отказаться от нынешнего деления средств массовой информации на любимые и нелюбимые. Относиться к общественным организациям, связанным с армейской проблематикой, без принципа избранности. Сейчас к этому Минобороны полностью не готово.
К сожалению, в Послании обойдена молчанием чеченская проблема. Единственное упоминание о трагическом теракте в Грозном 9 мая промелькнуло в разделе о международных отношениях. Специальных задач кому-либо по Чечне не ставилось. Можно сделать вывод, что кардинального изменения ситуации в воюющей республике Кремль на ближайший год не предвидит. Зато много говорилось о совместных интересах в борьбе против проявлений глобального терроризма. В Послании прозвучали традиционные фразы об оснащении ядерных сил, было определено, что надежная армия служит гарантом как для решения внутренних задач, так и для обеспечения безопасности страны. Странным в Послании смотрелось указание Верховного главнокомандующего по такому незначительному вопросу, как использование возможности гражданских вузов для комплектования офицерских кадров по уникальным специальностям. Вновь упомянуто принятое правительственное решение о развитии ипотеки для решения жилищных проблем военнослужащих.
Но, главное, ярко позвучало намерение президента сделать ставку на гражданский (политический) контроль. Это нужно как российскому обществу, так и собственно Вооруженным силам, людям в погонах. Осталось самое сложное - реализовать это на практике.