Глава ЦИКа Александр Вешняков озаботился внутрипартийной коррупцией. Вчера он заявил, что грядущая корректировка избирательного права позволит свести на нет практику продажи мест в партийных списках. Вообще-то борьба с «черным капиталом» – прерогатива Виктора Зубкова, а партстроительство – вотчина Юрия Чайки. Но и Вешнякову хочется внести свою лепту в решение этих государственных задач.
На ближайшие месяцы у ЦИКа большой план законотворческой работы – вынесены на повестку дня и должны быть оформлены в виде законодательной инициативы тезисы о формировании нижней палаты парламента по пропорциональной системе. Правда, Вешняков против механического переноса этой системы на все избирательные округа: избиратель должен получить возможность влиять на персоналии в списках. И хотя, по мнению главы ЦИКа, 7-процентный барьер высоковат, при условии наличия в ГД не менее 4 партий или блоков «никакой угрозы для демократии не представляется». Зато представляется прямая угроза «внутрипартийной коррупции» – то есть торговать проходными местами в партийных списках станет сложнее.
Кроме того, Вешняков будет представлять в Госдуме новую редакцию закона о референдуме. Который, оказывается, является несколько приотставшей частью пакета по реформированию избирательного законодательства. Глава ЦИКа не исключает, что в первом чтении закон будет принят 2 июня, целиком одобрен депутатами до конца весенней сессии и вступит в силу уже в июле. По мнению Вешнякова, в эти сроки над законопроектом успеют поработать обстоятельно – тем более что по поводу «концепции» вообще говорить не о чем, она практически не поменялась. А уточнения вносились в основном по процедуре. А если кто-то в связи с этой правкой считает новый законопроект «закатом демократии», то пусть посмотрят на Америку, предлагает Вешняков. В США в таком случае демократия вообще не начиналась: там общенациональных референдумов не бывало. И ничего, живут. А мы заживем еще лучше – по крайней мере в новом законе предусмотрено выделение бесплатного времени для агитации как «за», так и «против».
Какие проблемы могут быть вынесены на референдум, Вешняков сказать не берется, потому что он не политик. И правильно не берется: в силу уже сложившейся концепции на референдум нельзя выносить ничего важного – Конституцию изменять нельзя, статус регионов – нельзя, президентский срок удлинять, сокращать или хотя бы про досрочное прекращение полномочий главы государства заикнуться – тоже нельзя. Даже закон о бюджете оспорить нельзя. Действительно, менять такую хорошую концепцию смысла не было. А вот процедуры, дающие возможность тотального контроля за инициативой снизу, так главе ЦИКа понравились, что он не прочь (пока на чисто теоретическом уровне) внести соответствующие положения в закон о выборах президента. А то подделывают подписи избирателей все кому не лень.
Глава ЦИКа обещает жаркое политическое лето 2004 года – в первую очередь, разумеется, это относится к Чеченской Республике, где сегодня будет официально опубликовано постановление Избирательной комиссии ЧР о назначении на 29 августа досрочных выборов президента республики. Формально это означает старт предвыборной кампании. Это также означает, что с точностью до одного дня определен ее график: процедура сбора подписей (если желающие найдутся) должна быть завершена до 14 июля. Кроме того, кандидаты имеют право внести избирательный залог (4,5 млн. рублей по «ставкам» прошлого года, то есть без учета индексации) или их могут выдвинуть партии, представленные в ГД. С 29 июля по 27 августа продлится период агитации – то, что выборная кампания в ЧР имеет свои особенности, особенно в летней период, глава ЦИКа прекрасно понимает.
Выборы президента Чечни обойдутся стране в 50–60 млн. рублей, которые в бюджете республики не предусмотрены, и федеральному правительству придется их где-то найти до конца следующей недели. Стоимость общероссийского референдума, по предварительным оценкам, достигнет 2,8 млрд. рублей – впрочем, все уже поняли, что их скорее всего искать не придется. Александр Вешняков вчера объяснил журналистам, что демократический референдум – он, как барышня, и его следует нежно оберегать.