Частичный мораторий на референдум, введенный в конце 2002 года, вскоре станет тотальным. Как сообщил вчера спикер Госдумы Борис Грызлов, законопроект «О референдуме Российской Федерации», внесенный накануне президентом, рассмотрят в приоритетном порядке уже на весенней сессии и, судя по всему, одобрят без лишних дискуссий. Разработчики новой процедуры проведения плебисцита сумели усложнить ее до такой степени, что проведение референдума станет практически невозможным без санкции Кремля.
Вчера президент подчеркнул, что прохождение этого проекта он держит под особым контролем: Путин издал распоряжение о назначении Вешнякова своим представителем при рассмотрении закона о референдуме. То есть в Кремле считают, что этот вопрос столь важен и не прост, что одному лишь полномочному представителю президентской администрации в Думе Александру Косопкину его доверить нельзя.
Новая редакция закона занимает 265 листов и полностью заменяет редакцию 1995 года со всеми поздними к ней дополнениями, в том числе о пресловутом моратории.
Естественно, последняя норма в новом тексте сохранена – с небольшим исключением. Оно делается для особых референдумов, которые разрешается инициировать федеральным органам власти в случае, если в соответствии с каким-то международным договором некий вопрос государственного значения должен быть вынесен на референдум. Сбора подписей для инициирования такого рода референдумов, конечно, не предусматривается, а проводиться они могут в более сжатые сроки.
А вот организация референдума по инициативе снизу становится процессом весьма трудоемким и с непредсказуемым итогом. Сначала в одном из регионов собирается не менее 100 человек: они решают организовать референдум и придумывают вопросы. После регистрации в комиссии субъекта РФ, они становятся первой региональной подгруппой. Таковые в течение двух месяцев должны быть созданы и зарегистрированы не менее чем в половине субъектов. Только после этого можно будет провести собрание всей инициативной группы в целом и требовать ее регистрации в Центризбиркоме. Последний, кстати, еще на стадии подгрупп может указать нижестоящим комиссиям на то, что предлагаемые вопросы референдума закону не соответствуют, после чего регистрация подгрупп прекращается.
Если таких сложностей не было и ЦИК «добро» дал, начинается сбор подписей – двух миллионов. На это дается всего 45 дней (прежде давали три месяца). Также, если раньше в одном регионе нельзя было собирать более 10% – то есть 200 тысяч автографов, то теперь в одном субъекте РФ можно собрать только 50 тысяч и не более. Таким образом, демократические анклавы вроде Москвы, Питера и Екатеринбурга фактически теряют всякое значение. При этом инициаторы референдума могут забыть о найме профессиональных сборщиков подписей: законопроект предполагает, что этой работой могут заниматься только члены инициативных групп или подгрупп. Собрать можно не более 5%, то есть 100 тысяч «лишних» подписей, а для признания всей работы напрасной в результате проверки достаточно тех же 5%. Таким образом, запаса для маневра почти нет. Если сейчас на проверку подписей отводится 15 дней, то теперь ЦИК может изучать их в течение месяца.
Но допустим, и этот барьер преодолен. Тогда ЦИК направляет все материалы президенту, а тот отдает вопросы референдума на экспертизу в Конституционный суд на предмет их соответствия Основному закону. Все это займет примерно месяц-полтора. Если и здесь все в порядке, то глава государства назначает дату референдума – на любое воскресенье в течение 60–100 дней после публикации его же Указа «О проведении референдума». Дальше начинается агитация и здесь есть одна новация – необходимость регистрации так называемых инициативных агитационных групп, в каждой из которых не должно быть меньше 500 человек. Но даже в агитационный период референдум может быть остановлен из-за отмены регистрации инициативной группы – например, из-за использования незаконных средств в размере 1% от 250 миллионов официально разрешенных.
Чтобы выиграть референдум, надо добиться участия в нем более половины всех избирателей страны, при том чтобы за предложенные вопросы проголосовало более половины от пришедших на референдум. Впрочем, даже если такое и произойдет, это может оказаться еще не победа. Дело в том, что президентский законопроект указывает: если голосование признано недействительным на таком количестве участков, где общее количество избирателей составляет не менее четверти всего электората страны, то и результаты всего референдума тоже признаются недействительными. То есть достаточно, к примеру, того, чтобы избиратели некоторых волжских республик, южнорусских краев и областей или Москвы на участки не пошли, и тогда голосование всей остальной страны никакого значения не имеет.
Еще одной новацией следует считать и введение понятия «повторного голосования на референдуме». ЦИК может объявить его в том случае, если результаты референдума признаны недействительными «в связи с допущенными при голосовании или подсчете голосов нарушениями закона, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления».
Все говорит о том, что закон будет приниматься ускоренными темпами. На внесение замечаний и поправок выделена всего неделя, и уже 27 мая новые правила игры в референдум будут рассматривать на заседании комитета по конституционному законодательству и государственному строительству.
Депутаты из левой оппозиции, которая, видимо, становится главной мишенью нововведений, утверждают: новый закон ставит жирный крест на любой независимой инициативе. «Меня очень возмущают и смущают такие поспешные действия с грубейшим нарушением и регламента Госдумы, и вообще сокращение всех сроков рассмотрения этого одного из основополагающих конституционных законов, – поделился с «НГ» координатор фракции КПРФ Сергей Решульский. – Не понимаю, для чего такие устраивать гонки. Если они боятся, что мы проведем референдум по старому закону, – ну, видно, очень неуютно они чувствуют себя у власти...»
«Это первый прецедент, когда федеральный конституционный закон вот таким образом подготовлен и таким образом вбрасывается в Думу, – отмечает глава Независимого института выборов Александр Иванченко (в прошлом – председатель Центризбиркома). – При этом в самом законопроекте содержится явный парадокс: если в выборном законодательстве предлагается усиление роли партии, переход на пропорциональную систему, то из инициаторов референдумов партии и общественные объединения исключаются. На мой взгляд, это говорит об отсутствии системы реформирования политического обустройства. И появляется масса процедурных оснований для отказа в регистрации инициативных групп. Процедура референдума и до этого была достаточно сложной, трудно, но запускаемой. То есть как альтернативный канал народовластия, наряду с представительной ветвью власти, этот канал все-таки работал. Сейчас он практически парализуется. А это наводит на предположение, что есть планы парализации малейших попыток оппозиционных партий – левых, правых – инициировать хоть какую-то политическую деятельность. Мне представляется, что это один из системных шагов по установлению однопартийности, по возврату к руководящей и направляющей роли одной партии».
Из всего этого не следует, что референдумов в стране больше проводиться не будет. Но поскольку эта процедура теперь предельно обюрокрачена, ею реально сможет воспользоваться только исполнительная власть – для своих крупномасштабных проектов. Например, для принятия Конституционного акта Союза России и Белоруссии, слияния регионов или увеличения срока президентских полномочий до 5–7 лет.