Избирательные кампании 2003–2004 годов продемонстрировали явную эволюцию ценностных ориентаций и предпочтений граждан. Они решительно отвергли как ничем не ограниченный псевдорыночный либерализм с его жестокими разрушительными подходами в сфере экономики и социальной жизни, так и устаревшие, не отвечающие требованиям современности консервативные идеи.
С приходом Владимира Путина непримиримая политическая борьба между левыми и правыми сменилась политикой прагматизма. Яростное публичное противостояние идеологий в 90-е годы, не только раскалывавшее общество, но и (вольно или невольно) сыгравшее отвлекающую роль прикрытия важнейшего, быть может, итога реформ – неправедного передела собственности, – сменилось политическим курсом на сильную власть, стабильное, консолидированное общество, законность, эффективную экономику и социальную справедливость.
Следовательно, политические трансформации и перегруппировки (и в центре, и на флангах) – процесс объективный. Сегодня в стране достаточно сильны лево-центристские, патриотические настроения. Люди хотят жить в справедливом гуманном обществе, спокойно работать, получая достойное вознаграждение за свой труд, чувствовать созидательную силу государства и ощущать себя гражданами великой страны. И было бы большой ошибкой видеть в этом признаки опасности «реванша», отказа от демократических достижений – как реальных, так и оставшихся, увы, декларациями.
Именно поэтому состоявшийся в Москве 20 марта Конгресс патриотов России стал заметным событием в жизни страны. Напомню, что в форуме приняли участие 16 политических партий и 52 общественные организации, представляющие интересы значительного числа российских граждан. Участники Конгресса подписали Генеральное соглашение о сотрудничестве и партнерстве и сформировали Политический консультативный совет, который возглавил депутат Государственной Думы Российской Федерации Геннадий Семигин.
Факт создания Конгресса дал повод для ряда примечательных комментариев, увы, в своем большинстве несколько однобоких и поверхностных: событие трактовалось как проявление противоречий, давно возникших и вызревавших на левом фланге российского политического спектра. Подобной констатацией большинство наблюдателей и ограничилось. На мой взгляд, такая постановка вопроса легковесна: возникновение нового объединения патриотических сил имеет много более серьезные, глубинные причины, нежели те, которые – в результате добросовестных заблуждений или в силу определенного умысла – нашли отражение в публикациях по этому поводу.
Убежден, что консолидация широкого спектра демократически ориентированных патриотических сил является не результатом чьего-то субъективного желания или неких «подковерных» интриг, а важным и своевременным шагом, адекватно отражающим требование переживаемого страной момента.
Посему отношения участников Конгресса с властью должны строиться на основе объективной оценки конкретных результатов ее повседневной деятельности. Тут неприемлемы как пресловутый «одобрямс», так и оппозиционность ради оппозиционности. Необходимы конструктивные подходы к вырабатываемым нами программным установкам – отвечающие чаяниям большинства людей, способствующие решению актуальной проблемы баланса государственных, общественных и частных интересов. Вот почему тот факт, что приоритеты национального развития, заявленные президентом России Владимиром Путиным и провозглашенные Конгрессом, во многом совпадают, не только не исключает, но предполагает широкую и свободную общенациональную дискуссию относительно путей и методов их реализации, требует привлечения всего интеллектуального потенциала политических партий и движений. И в этом я также вижу одну из важных составляющих предстоящей деятельности.
Так, например, ясно, что осуществление эффективной административной реформы невозможно без повышения реальной активности населения, влияния людей на власть. А здесь, как свидетельствует мировой опыт, нам не обойтись без последовательного формирования действенных структур местного, производственного, общественного самоуправления, расширения роли и значения различных неформальных объединений и организаций граждан, эффективно противостоящих бюрократическому произволу.
В начале 90-х годов радикальные реформаторы под прикрытием псевдопатриотических лозунгов «резали СССР по живому», высокомерно отталкивали от России бывшие советские республики. Конгресс патриотов России, твердо отстаивая независимость и национальное достоинство россиян, видит одной из приоритетных задач сближение и сотрудничество стран и народов на постсоветском пространстве.
Ответ на вызовы времени будет адекватным, если нам удастся обеспечить прочную общественную консолидацию. Необходимым и достаточным условием ее достижения является сотрудничество политических сил, действующих в интересах не отдельных социальных групп, а во имя удовлетворения жизненных устремлений и нужд большинства. Основатель нашей партии академик Святослав Федоров мечтал о том времени, когда итог общественного развития будет выражаться не в отвлеченных цифрах макроэкономических показателей, но в понятиях личного успеха и достатка каждого труженика. В этом, на мой взгляд, состоит суть патриотизма. Ведь патриотизм – это не политическая ориентация и не состояние или порыв души. Патриотизм – это внутренне присущее человеку и осознаваемое им чувство сопричастности и ответственности за происходящее в обществе, частью которого он себя считает, и в государстве, гражданином которого он является. Именно поэтому участники Конгресса приняли решение создать движение «Патриоты России».
Большинство россиян независимо от их политических взглядов – патриоты своей страны. Поэтому я уверен, что у нашего объединения – достойное будущее.