Вчера президент фонда «ИНДЕМ» Георгий Сатаров представил публике результаты очередного исследования фонда по проблеме коррупции. В этот раз предметом изучения были не масштабы и формы мздоимства (уже всем известно, что берут в России помногу и регулярно), а некоторые причинно-следственные связи, характерные для этого порочного промысла. Поскольку самой заметной антикоррупционной мерой, предпринятой в последние месяцы руководством РФ, стало повышение зарплаты высшему федеральному чиновничеству, то во первых строках своего доклада исследователи остановились как раз на взаимосвязи жалованья и взятки. Сначала они отметили: повысив должностные оклады в 3–5 раз, президент удовлетворил корпоративные претензии госслужащих высшего эшелона. Именно такую зарплату, как показало анонимное анкетирование, они считали приличной. Это, однако, не означает, что теперь эти граждане откажутся от возможности пополнить личный бюджет за счет разного рода подношений и «левых» приработков. Увы, с цифрами и фактами в руках, со ссылками на иностранные источники авторы исследования показывают: «Это следствие (снижение коррупции путем повышения зарплаты. – «НГ») не подтверждается нигде в мире, особенно, кстати, в мало коррумпированных странах».
В связи с этим авторы доклада обратили внимание на такие важные взаимозависимости, как связь эффективности управления и уровня коррупции: чем лучше страна управляется, тем меньше взяток берут ее управленцы. А качество управления зависит, естественно, не только от вороватости управляющих. В частности, анализируя положение дел в российских регионах, исследователи «ИНДЕМа» установили: «Чем выше уровень экономической либерализации, тем ниже уровень коррупции». Нетрудно заметить и иные управленческие факторы, обуславливающие степень коррумпированности системы. Так, авторы исследования подробно рассматривают отечественный опыт управления госпредприятиями. «Нигде не удалось обнаружить практики назначения в советы директоров должностных лиц, подобной российской. Все известные нам примеры – даже китайский, не самый эффективный – предусматривают контракты с наемными менеджерами, которые должны представлять интересы государства. Российские «крепкие хозяйственники» как во власти, так и на производстве, любящие восторженно говорить о китайском опыте, не думают перенимать китайский опыт в сфере управления госпредприятиями», – с сожалением констатируют авторы доклада.
Принципиально важным элементом антикоррупционной политики исследователи считают процедуру назначения на государственные должности. Свежий пример – комплектование нового федерального правительства – убеждает их в том, что «сейчас эти процедуры абсолютно закрыты», надежно защищены от публичного политического контроля. Между тем именно внедрением системы публичного контроля «может быть проверена искренность власти относительно ее намерений бороться с коррупцией», – заключают докладчики, не вполне, судя по всему, уверенные в том, что нынешняя власть искренне стремится иметь «чистые руки».