В ближайшие дни новая редакция закона о референдуме будет внесена на рассмотрение Госдумы, сообщил вчера журналистам глава ЦИКа Александр Вешняков. Он не исключает, что закон примут еще в ходе текущей сессии, причем «не только в первом чтении».
О том, что поправки в фактически бездействовавший с 1995 года закон подготовлены и работа над ними находится в завершающей стадии (разработанный в ЦИКе проект ушел на экспертизу в Главное государственное правовое управление администрации президента), было известно уже довольно давно. Но раньше Центризбирком более чем дозированно выдавал информацию о том, в чем же заключается суть поправок – очевидно с учетом возможной корректировки в ГГПУ. Вчера глава ЦИКа слегка приоткрыл карты.
Оказывается, речь идет уже не только о том, чтобы привести ряд позиций технического характера (процедуру голосования, подведения итогов и тому подобное) в соответствие с общей базой избирательного законодательства, претерпевшей за эти годы значительные изменения. И даже не только о том, чтобы изрядно упростить процедуру голосования на тот случай, если дело все-таки дойдет до создания Союзного государства России и Белоруссии (в таком случае предлагается обойтись вообще без сбора подписей). Гораздо интереснее «уточнения», предлагаемые по порядку выдвижения инициативы референдума.
На самом деле это даже не столько уточнения, сколько введение системы тотального контроля за любой инициативой всенародного голосования по любым актуальным для страны вопросам.
«Предлагается другой механизм, – рассказал вчера Александр Вешняков. – Механизм предварительной регистрации инициативных групп в субъектах РФ, затем передача документов в Центризбирком России и регистрация самой уже инициативной группы в ЦИКе и обязательное нотариальное удостоверение тех лиц, которые изъявляют желание быть инициаторами в региональных группах. И только они будут иметь право собирать подписи. Как много их будет – это уже зависит от самих инициаторов. Тысяча – хорошо, а 10 тысяч – еще лучше, потому что тогда у них будет реальная возможность собрать реальные подписи в поддержку той или иной инициативы». Председатель ЦИКа не скрывал, что такая процедура позволяет получить «четкий ответ на вопрос – кто конкретно является инициатором проведения референдума. Группа в пять человек? А потом появляются сборщики подписей, которых никто по стране отследить не может. Как это мы делали на президентских выборах – и выясняли, что таких сборщиков вообще не существует».
Разумеется, в новой версии закона будет учтен и запрет на проведение референдума параллельно с федеральными электоральными кампаниями – что чисто теоретически давало возможность тем или иным политическим партиям задействовать для проведения референдума «наличный» организационный ресурс. В результате такое потенциально опасное явление, как инициатива референдума, становится столь же управляемым, как и демократия отечественного образца.
Впрочем, пресловутая демократия к федеральным выборам 2007 года имеет все шансы стать еще более управляемой: идея в ближайшее время перейти на пропорциональную систему выборов депутатов Госдумы была очень символически озвучена Вешняковым в момент вручения президенту удостоверения об его избрании на второй срок. И, судя по всему, уже получила высочайшее одобрение. Суть инициативы предельно проста – она пресекает любую возможность прихода в законодательную власть людей, не встроенных в хорошо контролируемый партийный истеблишмент.
Порядок работы над данным проектом Вешняков также вчера разъяснил: для начала в ЦИКе готовят аналитическую докладную записку по правоприменительной практике, сложившейся в ходе федеральных выборов за последние два года. Затем Госдуме будет предложено провести парламентские слушания по этому вопросу. После обсуждения записка с четко сформулированными предложениями будет представлена президенту, чтобы оформить их уже в виде законодательной инициативы. По прогнозам главы ЦИКа, уже в следующем году новые правила игры приобретут вполне определенную форму закона. «Тогда можно будет четко готовиться к выборам 2007–2008 годов», – резюмировал Вешняков.